Национальная академия наук Беларуси

02.10.2023

Институт социологии НАН Беларуси провел опрос по оценке системы школьного образования

С целью изучения отношения населения Республики Беларусь к системе школьного образования Институтом социологии НАН наук Беларуси проведен телефонный опрос. Исследование проводилось 21 июня – 11 июля 2023 во всех областных городах и г. Минске, отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Целевая выборочная совокупность составила 900 респондентов в возрасте до 60-ти лет (ошибка выборки ±3,3 %).

В докладах семинара приведен анализ современного состояния радиоак-тивного загрязнения и плодородия почв сельскохозяйственных земель; из-ложена методология прогноза радиоактивного загрязнения растениевод-ческой продукции; уточнены коэффициенты перехода 137Cs и 90Sr из почвы в растениеводческую продукцию с расширением перечня сельско-хозяйственных культур; приведены принципы и агротехнологические осо-бенности земледелия в условиях радиоактивного загрязнения; изложены современные требования радиационной безопасности в сельскохозяй-ственном производстве.

Оценивая работу системы школьного образования Республики Беларусь, 71,7% граждан страны отозвались о ней в положительном ключе. Нейтрально к работе данной системы относится каждый пятый опрошенный (20,9%), отрицательно – всего 5,6%. Затруднились дать ответ 1,8%.

При этом, респондентам был задан вопрос о том, от чего, по их мнению, зависит уровень образовательной подготовки обучающегося. Самым важным участники опроса считают желание самого ребенка ответственно учиться (80,3%). На втором месте расположился уровень профессиональной подготовки педагогов (61,2%), а на третьем – стремление самих родителей дать ребенку образование (48,4%).

Опрошенные также обращали внимание на способности ребенка (42,4%), наличие возможности посещать бесплатно кружки/занятия по выбору (26,2%), уровень образования родителей ребенка (18,9%) и материальное благополучие семей в целом (14,1%). Вариант «Другое» выбрали 2,2% опрошенных. Затруднились с ответом 1,6%.

Мнения опрошенных о том, каким образом необходимо проводить отбор в учреждения высшего образования, распределились следующим образом: за возвращение школьных экзаменов и замену централизованного тестирования на классические вступительные экзамены выступили 30,0% респондентов. Также поддерживают возвращение экзаменов по окончанию школы, но с сохранением централизованного тестирования, 21,2% участников опроса. Считают, что необходимо объединить школьные экзамены со вступительными экзаменами 16,7% респондентов. Только каждый десятый участник опроса (11,7%) выступает за то, чтобы оставить централизованный экзамен и централизованное тестирование. Полагают, что необходимо заменить все централизованные тестирования на централизованные экзамены 8,7% опрошенных. Вариант «Другое» выбрали 2,0% респондентов. Затруднение вопрос вызвал у 9,8%.

Большинство белорусов так или иначе положительно относятся к введению единых элементов школьной одежды в учреждениях образования (жилетка, галстук, значок и т.д.): об этом заявили 70,4% опрошенных. В той или иной степени отрицательно относятся к данному новшеству 26,9% респондентов. Затруднились с ответом всего 2,7%.

На более конкретный вопрос относительно введения обязательной школьной формы для всех учащихся 69,7% опрошенных ответили, что поддерживают данное предложение. Отрицательно отнеслись бы к такому нововведению 28,6% респондентов. Затруднились с ответом 1,7% участников опроса.