03.10.2019

В журнале Astrophysical Journal выходит статья сотрудников ICRANet, в которой представлены результаты исследования гамма-всплеска GRB 190114C

3 октября 2019 в журнале Astrophysical Journal выходит статья сотрудников международной сети центров астрофизики ICRANet, в которой представлены результаты исследования гамма-всплеска GRB 190114C. Это первый гамма-всплеск, зарегистрированный в жестком гамма диапазоне в области энергий больше 100 ГэВ обсерваторией MAGIC. В новой статье сотрудники ICRANet показали, что данный гамма-всплеск уникален еще и тем, что в его сигнале зафиксировано «эхо» образования черной дыры. В модели, разрабатываемой этой группой, гамма-всплески происходят в тесной двойной звездной системе, один компонент которой взрывается как сверхновая, а другой, представляющий собой нейтронную звезду, одновременно с этим аккрецирует достаточно массы, чтобы превратиться в черную дыру. В результате образования черной дыры происходит мощнейший взрыв, наблюдаемый на космологических расстояниях как гамма-всплеск. Наличие рядом с новорожденной черной дырой оболочки сверхновой звезды приводит к отражению сигнала от этой оболочки. Этот отраженный сигнал и был зарегистрирован космическими обсерваториями Swift и Fermi.

В 2017 году в Национальной академии наук был открыт филиал ICRANet в Минске. Сотрудники этого филиала активно участвуют в работе ICRANet, проходят стажировки в других центрах организации, а также публикуют результаты совместных исследований в ведущих научных журналах. С 2019 года совместные исследования белорусских ученых и исследователей ICRANet поддержаны фондом БРФФИ в рамках совместной с ICRANet программы.

Статья доступна на сайте препринтов: R. Ruffini, J.D. Melon Fuksman, G.V. Vereshchagin, “On the role of a cavity in the hypernova ejecta of GRB 190114C”, ApJ, 883 191 (2019); arXiv:1904.03163.

Пресс-релиз на сайте ICRANet (на английском): http://www.icranet.org/communication/30092019/eng.pdf