Национальная академия наук Беларуси

ВЫСОЦКИЙ Михаил Степанович

Михаил Степанович Высоцкий (10.02.1928, д. Семежево, Копыльского р-на, Минской обл. – 25.02.2013), ученый и конструктор в области машиностроения, общественный деятель. Академик Национальной академии наук Беларуси (1989; чл.-корр. с 1984), доктор технических наук (1976), профессор (1978). Герой Беларуси (2006). Заслуженный деятель науки и техники БССР (1975), заслуженный работник промышленности СССР (1991).

Под его руководством и при его личном участии созданы первые белорусские автомобили с минской маркой. Более полувека возглавляет в республике разработки прогрессивной автомобильной техники. Разработанные при его личном участии конструкции прицепов и полуприцепов в середине 1950-х годов с рядом уникальных новшеств (торсионная подвеска, герметичные тормоза и аппараты к ним) были использованы как шасси для монтажа передвижных электростанций и систем управления для запуска первого искусственного спутника Земли. За это время под его руководством создано шесть поколений автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 240 тонн (более 300 моделей), большинство которых серийно выпускаются автомобильными заводами, модульная конструкция автопоезда МАЗ-2000, запатентованного в пяти ведущих странах и не имеющего аналогов в мировом автомобилестроении. Один из инициаторов организации в республике собственного крупномасштабного производства первых моделей автобусов Минского автозавода. Научные исследования в области теории и конструирования мобильных машин. Разработаны методология синтеза оптимальных массо-геометрических параметров, оптимизации мощности, тягово-скоростных свойств и топливной экономичности большегрузных магистральных автопоездов на основе имитационного моделирования их движения с учетом характеристик типовых дорожных условий, концепция создания и методология исследования перспективных мобильных транспортных машин на основе системного подхода.

Автор более 450 научных работ, в т.ч. 19 монографий, 145 авторских свидетельств и патентов.

Государственная премия СССР 1970 г. за создание конструкции унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных автомобилей, автопоездов и автосамосвалов. Государственная премия БССР 1986 г. за разработку и внедрение гибкой автоматизированной системы ускоренных испытаний выпускаемых машин.

Награжден орденами Ленина (1974), Трудового Красного Знамени (1968), Отечества III степени (1998), Отечества II степени (2004).

Основные труды:

  1. Основы проектирования автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности. Мн.: Наука и техника, 1980.
  2. Грузовые автомобили: Проектирование и основы конструирования. 2 изд. М.: Машиностроение, 1995 (совм. с Л.Х.Гилелесом, С.Г.Херсонским).
  3. Мобильные транспортные машины. Мн.: Беларуская навука, 1998 (совм. с В.В.Ванцевичем, Л.Х.Гилелесом).
  4. Аэродинамика колесного транспорта. Мн.: НИРУП "Белавтотракторостроение", 2001 (совм. с А.Н.Евграфовым).
  5. Активная безопасность автомобиля. Основы теории. Мн.: НИРУП "Белавтотракторостроение", 2002 (в соавт.).
  6. Динамика автомобильных и железнодорожных цистерн. Мн.: НИРУП "Белавтотракторостроение", 2006 (совм. с Ю.М.Плескачевским, А.О.Шимановским).
  7. Основы проектирования модульных магистральных автопоездов. Мн.: Беларуская навука, 2011 (совм. с С.И.Кочетовым, С.В.Харитончиком).