Bel   ·  Eng   ·  Rus  |    Text only  |   NASB in Facebook NASB in Vkontakte NASB in Twitter NASB in Instagram NASB in Youtube NASB in LinkedIn NASB in SlideShare rss Mail 
   
The Official Internet Portal of the President of the Republic of Belarus
The Official Internet Site of the Council of Ministers of the Republic of Belarus
List of Administrative Procedures Carried out by NAS of Belarus and its Organizations
The national legal Internet portal of the Republic of Belarus
The Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
Internet portal Youth of Belarus
Republican Center for Technology Transfer

Doklady of the National Academy of Sciences of Belarus, 2006, Vol.50, No.2

Homepage / Publications / Scientific Journals

Doklady of the National Academy of Sciences of Belarus, 2006, Vol.50, No.2

DOKLADY OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF BELARUS
(Doklady Natsionalnoi Akademii Nauk Belarusi)

Published by The Belaruskaya Navuka Publishing House, Minsk, Republic of Belarus

Volume 50, Number 2; March-April, 2006

Previous Journal Next

CONTENTS


MATHEMATICS

Emelichev V. A., Kuzmin K. G.
Stability radius of the vector problem of integer linear programming for the case of l1 metrics. pp. 5--8.

Summary: Lower and upper bounds of the stability radius of the vector problem of integer linear programming are given for the case of l1 metrics in the space of problem parameters.

Slepchenkov N. L.
Nonexistence of entire solutions of the quasi linear elliptic equation. pp. 9--12.

Summary: A quasilinear elliptic equation of the form div(|Du|p-2Du) = k(x) f (u), p > 1 is considered. For this equation new nonexistence conditions of entire solutions are obtained.

Alekhno E. A., Zabreiko P. P., Shevelevich K. V.
Theorems of Hicks and le Chatelier--Samuelson for the equations in ideal spaces. pp. 13--19.

Summary: The article is devoted to the extension of the classical theorems of Hicks and Le Chatelier--Samuelson for non-negative matrices to the case of arbitrary linear positive operators in ideal spaces. A special class of positive operators, for which the results obtained in that direction can be defined more precisely, is distinguished. A positive operator T from a Riesz space E to a Riesz space F is called a band preserving operator if the condition Bx = By, where Bz is a band generated by z, implies BTx = BTy. For a wide class of Banach lattices the criterion that T is a band preserving operator is provided. Here it is given in terms of order-continuous Tn and singular Ts components of the operator T. Moreover, the conditions, by which the operator I-T has a positive inverse operator with T being a positive operator in arbitrary Riesz spaces, are discussed.

Mastyanitsa V. S., Smazhevsky R., Seshko M. A.
Closed-form solution of one class of singular integral equations with the Cauchy kernel of type one. pp. 20--24.

Summary: We found explicit formulas for an exact solution of singular integral equation of type one with some restrictions on the coefficients.

Kovalenko N. S., Pavlov P. A.
Efficiency and optimality of identically-distributed systems of competing processes in the conditions of limited parallelism. pp. 25--29.

Summary: Efficiency and optimality of identically distributed systems of competing processes in conditions of limited parallelism are obtained.

Yadchenko A. A.
Coprime automorphisms and normal subgroups of irreducible linear groups. pp. 30--31.

Summary: In this work some properties of orders of coprime automorphisms of irreducible linear groups are established. Also, some sufficient conditions for existence of normal Sp -subgroups in a p-separable irreducible complex linear group are obtained.

Top


INFORMATICS

Rylov A. S.
Qualitative evaluation of normalization of characteristic vectors for speech pattern recognition. pp. 32--35.

Summary: The method of qualitative evaluation of normalization of characteristic vectors in speech recognition systems is suggested. It permits one to evaluate objectively the efficiency of applied methods to eliminate additive noices and multiplicative distortions using the introduced normalization coefficient calculated on the basis of information theory.

Top


PHYSICS

Pilipovich V. A., Esman A. K., Goncharenko I. A., Kuleshov V. K.
Integral optical vector-matrix multiplier. pp. 36--40.

Summary: The present article considers the structure and principles of operation of the all-optical matrix-vector multiplier based on a matrix of waveguide ring microresonators. The proposed processor allows performing matrix-vector multiplications with parallel data input. At that, the information is processed immediately during its transmission through the optical system performing a calculation procedure. Numerical modeling shows that the speed of proposed optical vector processor exceeds 109 vector multiplications per second, which results in the performance of more than 2 • 1015 elementary operations per second for matrix dimension of 1000 x 1000 elements. The processor permits its realization in integrated form and can be an optical prototype of a modern integrated circuit.

Komarov F. F., Milchanin O. V.
Technology expansion of silicon-based insulator structure formation. pp. 41--45.

Summary: The SOI structures were formed by the hydrogen cut method in this work. The complex procedure of step-by-step ion implantation and low temperature annealing provided SOI wafers with homogeneous interfaces and macro- and microscopic defects -- free layers. A surface microroughness of about 2 nm was determined for our SOI structures without final precision polishing.

Top


CHEMISTRY

Lando D. Y., Fridman A. S., Haroutiunian S. G., Vardanyan V. I.
Representation of binding parameters for dna-ligand complexes using two infinite series characterizig long-range ligand-ligand interaction along the double helix. pp. 46--50.

Summary: A simple solution of the problem of adsorption on DNA of molecules and ions (ligands) that are characterized by long-range interaction of each ligand with its two nearest neighbors has been proposed. In the general case of ligand-ligand interaction that spread to an infinite distance, the solution is expressed using two infinite series. If the energy of interaction reduces to zero or stops to change at any given distance, infinite series reduce to finite ones. A new type of solution for the already known models of adsorption as well as for two novel models for which the mass action law is unknown has been proposed.

Top


BIOLOGY

Lemesh V. A., Shut M. V., Khotyleva L. V.
RAPD analysis of interspecific genetic variation and phylogenetic relations of flax species (genus Linum L.). pp. 51--54.

Summary: It has been shown that the method of molecular marking of a genome based on RAPD-PCR gives the possibility to reveal specific genome markers which can be used for identifying species genotype, as well as for determining the taxonomic status of the species of the genus Linum and establishing phylogenetic relationships between various species of flax. The purposeful use of species-specific markers allows researchers to reduce the labor and financial expenses needed for the analysis of collection samples.

Mozgova G. V., Orlov P. A., Shlygo N. V.
Peculiarities of chlorophyll formation in albino plants produced by wheat anther culture. pp. 55--58.

Summary: Peculiarities of chlorophyll biosynthesis were studied for the first time in albino plants derived in the wheat anther culture with the analysis of structural proteins of the photosynthetic apparatus being made in leaves of green and albino plants. In albino plants, the enzyme activity was shown to be extremely low at porphyrine sites of the chlorophyll formation process. The most important proteins of light harvesting complexes PS 1 and PS 2 were revealed to be absent in albino plants.

Kvach S. V., Shahbazov A. V., Jarmolinski D. G., Kartel N. A., Zinchenko A. I.
Production of Erwinia herbicola recombinant nucleoside phosphotransferase and its use for synthesis of adenine arabinoside-5'-monophosphate. pp. 59--63.

Summary: Using the shot-gun strategy the gene of Erwinia herbicola coding the nucleoside phosphotransferase (NPT) has heen isolated for the first time. The Escherichia coli clones with more than 100 times higher than the wild strain NPT activity have been isolated. A method for isolation of the recombinant NPT which gave up to a 70% yield of the homogeneous NPT has been suggested. A new method for the synthesis of antiviral nucleotide (ara-AMP) employing the recombinant NPT as a biocatalyst has been proposed. Using this method a high-purity ara-AMP with up to a 94% (based on (the consumed ara-A) yield has been obtained.

Top


MEDICINE

Malinovsky G. F.
New approaches to surgical treatment of patients with recurrences of chronic dacryocistitis. pp. 64--66.

Summary: The author of this article informs about 31 cases of re-operation of relapse of chronic dacryocystitis. Analysis of the cases of relapses of the disease after previous surgical treatment is given. All the patients underwent re-operation with the methods worked out by the author using combined drainage for stage by stage draining of anastamosis. Success rate is 96.7%.

Kirillov V. A., Stebenyeva E. E., Demidchik E. P.
Morphometric analysis of thyrocyte aggregates with papillary cancer and its regional metastases. pp. 67--72.

Summary: A comparative morphometric study of thyrocyte aggregates from thyroid gland with papillary cancer and from cervical lymph nodes with metastases was carried out. It was shown that the aggregation degree of primary tumor follicular cells was higher in comparison with normal cells. At the same time, the differences in the aggregate quantitative features of the primary clone malignant cells from thyroid gland and the secondary clone from cervical lymph nodes were less pronounced.

Top


TECHNICAL SCIENCES

Tochitsky E. I., Milashevskaya I. G., Stankevich E. V., Bondarenko V. P., Sidorenko G. I., Zolotuhina S. F.
Possibility of nanoporous silicon use for determining cholesterin concentration. pp. 73--78.

Summary: Research results of porous silicon electrical characteristics and their changes during cholesterin adsorption are presented. A correlation between "porous silicon -- biomolecule" system electrical characteristic changes and sorbed by porous silicon cholesterin concentration is established.

Sarokin U. U.
Critical fluid flow regime and vortex atomizer characteristics. pp. 79--81.

Summary: The theoretical fundamentals for vortex atomizer characteristics calculation are grounded. The fluid flow regime is found to be critical and governing by maximum flow rate criteria due to the flow structure. Atomizer rate coefficient and jet expansion angle are determined only by a dimensionless rotation ratio for flows with a power-law radius distribution of the rotation velocity. A calculation method for such a vortex atomizer is developed.

Artyukhina N. K., Shkadarevich A. P.
Methods of calculation of zoom mirror objectives. pp. 82--85.

Summary: A mathematical apparatus for calculation of two-mirror zoom systems with a fixed image plane is presented. It is shown that it is worthwhile choosing initial designing parameters and focus distance range from the condition for minimum spherical aberration. Overall dimensions and aberration characteristics of a designed objective that provides a three-fold focus distance drop are given.

Sychevskii V. A.
Calculation of elastoviscous deformation of wood at drying. pp. 86--91.

Summary: A relationship between stress and strain tensors was found for an elastoviscous material made from wood for the state of plane stress. A mathematical model, a method of calculation, and a computer program were developed for drying wood with regard to its elastoviscous deformation. On the basis of calculation, the deformations of elastoviscous material at drying were studied.

Karpov V. A., Kovalev A. V., Ratko A. I., Malchenko N. S.
Thermochemical gas analyzer of elevated sensitivity for monitoring systems and incineration control. pp. 92--95.

Summary: The approach permitting one to raise the accuracy of thermochemical gas analyzers at the expense of temperature changes in a soaking drum by their measuremetn with the use of a compensative unit operating as a renstance thermoelement is considered. Theoretical and experimental studies of the proposed engineering resolution on the sensitivity and additional error in the temperature range up to 200 °C are outlined. Due to such an approach the lower threshold of measurement range in the thermochemical method approximales to a level of electrochemical resources of measurement.

Top


SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Burakov V. S., Kiris V. V., Kliyachkouskaya A. V., Kozhukh N. M., Karandasheva T. I., Raikov S. N.
Laser spectral, historical and art examination of Hubert Robert easel painting (XVIII century) from the National Art Museum of the Republic of Belarus. pp. 96--102.

Summary: A complex instrumental, art and historical examination of Hubert Robert easel painting "Landscape of a Pool with Obelisk and Ruins of Aqueduct" stored in the National Art Museum of the Republic of Belarus is carried out. Both parts of the painting are identified, which promoted its final attribution and restoration. The laser spectrometer allowing one to investigate an element composition of any unique solid-state sample in a mode of practically nondestructive control with minimal sampling is successfully approved. The methodical maintenance of the spectral microanalysis of such specific materials, as pigments and grounds is fulfilled.

Markov A. V.
Innovation policy: jurisdiction. pp. 103--107.

Summary: The article deals with the historical retrospective of appearance of the term "innovational policy" in the sphere of science and innovations, and its essence. It also analyses the aims and objects of innovational policy's practical realisation in the developed countries.

Maroushko D. A.
Influence of information technologies on the concept of the sustainable development in the Republic of Belarus. pp. 108--111.

Summary: The concept of sustainable development was formulated with the intent of improving social and economic development of the world community. The principles of sustainable development create the preconditions for integration of economic, ecological, and social information to the information system for acceptance of administrative decisions. Given information is required for support of administrative processes, coordination of the authorized strategy of development, and also for estimation of achievements of the chosen rate.

Nikitenko P. G., Platonova L. A.
Self-organization and competitiveness on macro-and microlevels in social-economic systems. pp. 112--115.

Summary: A new scientific approach to the problem of competitiveness and a new self-organizing and competitiveness theory are developed. On their basis the competitiveness analysis for 134 countries and a comparative competitiveness analysis of some textile industry enterprises are made.

Top


ARGICULTURE

Karpovich V. F.
Economic evaluation of functioning of a marketing communication system in agricultural enterprises. pp. 116--119.

Summary: The objects of the study are the enterprises of agrarian complex realizing their activity in accordance with the goals and principles of marketing. The subject of the study is determined to be the system of the marketing communication facilities (SMCF) of these enterprises. The purpose of the work is to develop the methods of the SMCF functioning efficiency economic estimation. Dialectical method of cognitions, methods of the system analysis, economic and mathematical modeling and economic analysis found their place in practice and allowed one to define the complex of the quantitative factors and to develop the methods of the absolute economic estimation efficiency of the marketing communication system with the reference to enterprises working at the market of agricultural production and provisions.

Gorchakov V. A.
Feed additions based on microbe proteins of chicks. pp. 120--122.

Summary: As a result of the carried out researches it is established that the use of the fodder additives of both variants in a ration of chicks instead of a part of soya and sunflower meal, fish and flesh-bone promoted an increase in basic zootechnic indices of parameters. The best parameters were established for chicks receiving 5.0% of the fodder additives of the first in feeding.

Previous Journal Next

Homepage / Publications / Scientific Journals / Back to Top of Page


Designed and maintained by Dr. Nikolai N. Kostyukovich. Last updated: July 10, 2006
Created with assistance of Dr. Ignatii I. Korsak
Copyright © 2006 The National Academy of Sciences of Belarus
Copyright © 2006 The Belaruskaya Navuka Publishing House

Bel  ·  Eng  ·  Rus   |    Только текст  |   НАНБ в Facebook НАНБ в Vkontakte НАНБ в Telegram НАНБ в Viber НАНБ в Twitter НАНБ в Instagram НАНБ в Youtube НАНБ в LinkedIn НАНБ в SlideShare rss-лента новостей Написать письмо 
   
НАН Беларуси on-line



90 лет НАН Беларуси
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт Совета Министров Республики Беларусь
Перечень административных процедур, выполняемых НАН Беларуси и ее организациями
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Интернет-портал Молодёжь Беларуси
Газета Навука
Журнал Наука и инновации
Республиканский Центр Трансфера Технологий

Доклады Национальной академии наук Беларуси, 2006, Том 50, No.2

Главная страница / Издания академии / Научные журналы

Доклады Национальной академии наук Беларуси, 2006, Том 50, No.2

ДОКЛАДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

Издатель: "Белорусская наука", Минск, Беларусь

Том 50, Номер 2; март-апрель, 2006

Предыдущий Журнал Следующий

СОДЕРЖАНИЕ


МАТЕМАТИКА

Емеличев В. А., Кузьмин К. Г.
О радиусе устойчивости векторной задачи целочисленного линейного программирования в метрике l1. С. 5--8.

Реферат: Для радиуса устойчивости многокритериальной задачи целочисленного линейного программирования, состоящей в поиске множества Парето, получены нижняя и верхняя оценки в случае, когда в пространстве изменяющихся параметров векторного критерия задана метрика l1.

Слепченков Н. Л.
Об отсутствии целых решений квазилинейного эллиптического уравнения. С. 9--12.

Реферат: Для квазилинейного эллиптического уравнения вида div(|Du|p-2Du) = k(x) f (u), p > 1, получены новые достаточные условия отсутствия целых решений.

Алехно Е. А., Забрейко П. П., Шевелевич К. В.
Теоремы Хикса и Ле-Шателье--Самуэльсона для уравнений в идеальных пространствах. С. 13--19.

Реферат: Работа посвящена распространению классических теорем Хикса и Ле-Шателье--Самуэльсона для неотрицательных матриц на случай произвольных линейных положительных операторов в идеальных пространствах. Выделяется специальный класс положительных операторов, для которых полученные в этом направлении результаты могут быть уточнены. Положительный оператор Т из пространства Рисса Е в пространство Рисса F называется оператором сохраняющим компоненты, если из условия Вx = Вy, где Вz - компонента, порожденная z, следует ВTx = ВTy. Для широкого класса банаховых решеток в терминах порядково непрерывной Тn и сингулярной Ts компонент оператора Т, критерий того, что Т является оператором сохраняющим компоненты. Обсуждается при каких условиях оператор I-T имеет положительный обратный в случае, когда Т -- положительный оператор в произвольном пространстве Рисса.

Мастяница В. С, Смажевский Р., Шешко М. А.
Решение в замкнутой форме одного класса сингулярных интегральных уравнений с ядром Коши первого рода. С. 20--24.

Реферат:

Коваленко Н. С., Павлов П. А.
Системы одинаково-распределенных конкурирующих процессов в условиях ограниченного параллелизма и их оптимальность. С. 25--29.

Реферат: В рамках математической модели распределенной обработки конкурирующих процессов получены условия эффективности и оптимальности систем одинаково-распределенных конкурирующих процессов, выполняемых в асинхронном и синхронных базовых режимах в условиях ограниченного параллелизма.

Ядченко А. А.
Копростые автомарфизмы и нормальные подгруппы неприводимых линейных групп. С. 30--31.

Реферат: Установлены некоторые свойства порядков копростых автоморфизмов неприводимых линейных групп и получены достаточные признаки существования нормальной Sp -подгруппы в p -обособленной неприводимой комплексной линейной группе.

Top


ИНФОРМАТИКА

Рылов А. С.
Оценка качества нормализации характеристических векторов при распознавании речевых образов. С. 32--35.

Реферат: Предлагается новая методика оценки качества нормализации характеристических векторов в речевых распознающих системах. Она позволяет объективно оценить эффективность применяемых методов для борьбы с аддитивными шумами и мультипликативными искажениями с помощью введенного коэффициента нормализации, рассчитываемого на основе закономерностей теории информации.

Top


ФИЗИКА

Пилипович В. А., Есман А. К., Гончаренко И. А., Кулешов В. К.
Интегральный оптический векторно-матричныи умножитель. С. 36--40.

Реферат: Рассмотрена структура и принцип работы полностью оптического матрично-векторного умножителя на базе матрицы волноводных кольцевых микрорезонаторов. Предложенный процессор позволяет выполнять мат-рично-векторное умножение при параллельной подаче исходных данных. При этом обработка информации происходит непосредственно за время ее передачи через оптическую систему, реализующую вычислительные процедуры. Как показало моделирование, предложенный оптический векторный процессор обладает быстродействием более 109 векторных умножений в секунду, что при размерности матрицы 1000 x 1000 элементов дает производительность свыше 2 • 1015 элементарных операций в секунду. Процессор допускает интегральное исполнение и может быть оптическим аналогом современной интегральной схемы.

Комаров Ф. Ф., Мильчанин О. В.
Развитие технологии формирования структур кремний-на-изоляторе. С. 41--45.

Реферат: В работе показана возможность создания качественных КНИ-пластин с использованием стандартного технологического оборудования. Разработаны оригинальные методики подготовки поверхностей пластин для связывания (сочетание плазменных, химических и гидромеханических обработок), позволяющие получать границу соединения высокого качества. Отмечено, что с использованием многоступенчатого набора дозы имплантации водорода, а также дополнительных низкотемпературных отжигов, существенно снижается шероховатость поверхности КНИ-пластин (изготавливаемых в сочетании методов прямого связывания окисленных пластин и прецизионного ионного скола) вплоть до 2 нм.

Top


ХИМИЯ

Ландо Д. Ю., Фридман А. С., Арутюнян С. Г., Варданян В. И.
Представление параметров связывания для комплексов ДНК с лигандами при использовании двух бесконечных рядов. С. 46--50.

Реферат: Предложено простое решение задачи об адсорбции на ДНК молекул и ионов (лигандов), характеризующихся взаимодействием дальнего порядка каждого лиганда с двумя ближайшими соседями. В общем случае, когда взаимодействие лиганд-лиганд распространяется на бесконечное расстояние вдоль цепи ДНК, решение выражено при помощи двух бесконечных рядов. Если дальнодействие на определенном расстоянии между соседними лигандами исчезает или перестает изменяться, то бесконечные ряды сводятся к конечным. Предложен новый вид решения для уже известных моделей адсорбции, а также для двух новых моделей, для которых неизвестен закон действующих масс.

Top


БИОЛОГИЯ

Лемеш В. А., Богданова М. В., Хотылева Л. В.
RAPD анализ межвидовой генетической изменчивости и филогенетических связей видов льна (Linum L.). С. 51--54.

Реферат: Показано, что метод молекулярного маркирования генома на основе RAPD-PCR дает возможность выявить специфические геномные маркеры, которые могут использоваться для видовой идентификации генотипов, определения таксономического статуса представителей рода Linum и установления филогенетических взаимоотношений между различными видами льна. Целенаправленное использование видоспецифичных праймеров позволит исследователям сократить затраты труда и средств, необходимые для анализа коллекционных образцов.

Мозгова Г. В., Орлов II. А., Шалыго Н. В.
Особенности хлорофиллообразования в альбиносных растениях, полученных в культуре пыльников пшеницы. С. 55--58.

Реферат: Впервые изучены особенности процесса биосинтеза хлорофилла у альбиносных растений-регенерантов, полученных в культуре пыльников пшеницы, а также проведен анализ структурных белков фотосинтетического аппарата в листьях зеленых и альбиносных растений. Показано, что в альбиносных растениях активность ферментов на порфириновых участках процесса хлорофиллообразования чрезвычайно низка. Установлено, что в альбиносных растениях отсутствуют важнейшие белки светособирающих комплексов ФС 1 и ФС 2.

Квач С. В., Шахбазов А. В., Ярмолинский Д. Г., Картель Н. А., Зинченко А. И.
Получение рекомбинантной нуклеозидфосфотрансферазы Erwinia Herbicola и ее применение для синтеза аденинарабинозид-5'-монофосфата. С. 59--63.

Реферат: Методом shot-gun-клонирования из генома Erwinia herbicola впервые выделен ген, отвечающий за синтез нуклеозидфосфотрансферазы (НФТ) и отобраны клоны Escherichia coli с более чем в 100 раз повышенной продукцией рекомбинантной НФТ по сравнению с исходным родительским штаммом Erw. herbicola. Разработан метод получения рекомбинантной НФТ в гомогенном виде с сохранением более чем 70% исходной активности. С использованием рекомбинантной очищенной НФТ разработан метод синтеза противовирусного нуклеотида (ара-АМФ), позволяющий получать высокоочищенный целевой продукт с выходом 94 мол.% в расчете на затраченный нуклеозид (ара-А).

Top


МЕДИЦИНА

Малиновский Г. Ф.
Новый подход в хирургическом лечении больных с рецидивами хронических дакриоциститов. С. 64--66.

Реферат: В работе дан анализ причин рецидивов хронического дакриоцистита у 31 больного, которым ранее была произведена дакриоцисториностомия. Основными причинами рецидивов, по мнению автора, являются: неправильно сформированное костное отверстие в боковой стенке полости носа, недооценка посттравматических изменений топографии слезоотводящих путей и окружающих анатомических образований, недостаточный опыт хирурга в лечении сложных клинических форм хронических дакриоциститов, допущенные дефекты в технике операции. Дренирование сформированного соустья является обязательным условием успешного хирургического лечения хронических дакриоциститов, а тем более сложных клинических форм заболевания. Всем больным выполнены реоперации по собственной методике с использованием оригинального дозирующего устройства для образования костного отверстия, микрохирургической техники формирования соустья и предложенного комбинированного дренажа для поэтапного дренирования слезоотводящх путей. Положительный функциональный результат получен у 96,7% оперированных больных.

Кириллов В. А., Стебеняева Е. Е., Демидчик Е. П.
Морфометрический анализ агрегатов тиреоцитов при папиллярном раке и его регионарных метастазах. С. 67--72.

Реферат: С помощью морфометрии проведено сравнительное исследование агрегатов тиреоцитов из щитовидной железы при папиллярном раке и из лимфатических узлов шеи с метастазами. Показано значительное увеличение степени агрегированности фолликулярных клеток первичной опухоли при папиллярном раке щитовидной железы по сравнению с нормой. В то же время, различия количественных параметров агрегатов злокачественных клеток первичного клона в щитовидной железе и вторичного клона в лимфатических узлах шеи носили менее выраженный характер.

Top


ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Точицкий Э. И., Милашевская И. Г., Станкевич Е. В., Бондаренко В. П., Сидоренко Г. И., Золотухина С. Ф.
О возможности использования нанопористого кремния для определения концентрации холестерина. С. 73--78.

Реферат: Представлены результаты исследований электрических характеристик пористого кремния и их изменения в процессе сорбции холестерина. Показано, что изменение тока и емкости структур "алюминий - пористый кремний - монокристаллический кремний - алюминий" после нанесения на них холестерина пропорционально концентрации анализируемого раствора холестерина. В соответствии с полученной концентрационной зависимостью наблюдаемый отклик структуры на сорбцию холестерина достаточен для определения концентраций холестерина порядка 1,0 мМ/л, что соответствует их содержанию в липопротеидах очень низкой плотности плазмы крови человека. Сделан вывод о возможности перехода от модельных исследований к непосредственному определению концентрации холестерина в плазме крови с помощью биосенсора на основе пористого кремния.

Сорокин В. В.
Критический режим течения жидкости и характеристики вихревой форсунки. С. 79--81.

Реферат: Рассматриваются теоретические основы расчета вихревой форсунки. Установлено, что форма течения жидкости в вихревой форсунке обуславливает его критичность и выполнение условия максимума расхода. Коэффициент расхода и угол раскрытия струи вихревой форсунки со степенным распределением по радиусу окружной скорости определяется только параметром крутки. Обоснован метод расчета вихревой форсунки.

Артюхина Н. К., Шкадаревич А. П.
Методика расчета панкратических зеркальных объективов. С. 82--85.

Реферат: Дан математический аппарат для расчета двухзеркальных панкратических систем с неподвижной плоскостью изображения. Показано, что исходные конструктивные параметры и диапазон изменения фокусного расстояния целесообразно выбирать из условия минимума сферической аберрации. Приведены габаритные и аберрационные характеристики рассчитанного объектива, который обеспечивает трехкратный перепад фокусного расстояния.

Сычевский В. А.
Расчет упруговязких деформаций древесины в процессе сушки. С. 86--91.

Реферат: На основе модели стандартного линейного упруговязкого тела выведено уравнение зависимости тензора напряжений от тензора деформаций упруговязкого материала из древесины для случая плоского напряженного состояния. Разработаны математическая модель, методика расчета и компьютерная программа сушки древесины с учетом ее упруговязкого деформирования. На их основе изучено деформационно-напряженное состояние упруговязкого материала в процессе сушки.

Карпов В. А., Ковалев А. В., Ратько А. И., Мальченко Н. С.
Термохимический газоанализатор повышенной чувствительности для систем контроля и управления сжиганием. С. 92--95.

Реферат: Рассматривается подход, позволяющий повысить точность термохимических газоанализаторов за счет компенсации температурных изменений в реакционной камере путем измерения их с использованием компенсационного элемента, работающего как термопреобразователь сопротивления. Приведены теоретические и экспериментальные исследования предложенного технического решения в диапазоне температур до 200 °С по чувствительности и дополнительной погрешности. Благодаря такому подходу нижний порог диапазона измерения термохимического метода приближен к уровню электрохимических средств измерения.

Top


СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Бураков В. С, Кирис В. В., Клячковская Е. В., Кожух Н. М., Карандашева Т. И., Райков С. Н.
Лазерная спектральная и историко-искусствоведческая экспертиза картины Юбера Робера (XYIII в.) из Национального художественного музея Республики Беларусь. С. 96--102.

Реферат: Проведена комплексная инструментальная, искусствоведческая и историческая экспертиза живописного полотна известного французского художника Юбера Робера "Вид бассейна с обелиском и развалинами акведука", хранящегося в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Идентифицированы обе составные части картины, что способствовало ее окончательной атрибуции и реставрации. Апробирован лазерный спектрометр, позволяющий детально исследовать элементный состав любого уникального твердотельного образца в режиме практически неразрушающего контроля с минимальным пробоотбором. Отработано методическое обеспечение спектрального микроанализа таких специфических материалов, как краски и грунты.

Марков А. В.
Инновационная политика: область юрисдикции. С. 103--107.

Реферат: Дана историческая ретроспектива появления понятия инновационной политики в сфере науки и инноваций и раскрыто его содержание. Проанализированы цели и задачи практической реализации инновационной политики, которые ставят перед собой экономически развитые страны.

Марушко Д. А.
Влияние информационных технологий на реализацию концепции устойчивого развития Республики Беларусь. С. 108--111.

Реферат: Понятие и концепция устойчивого развития были сформулированы в целях улучшения социально-экономического развития мирового сообщества. Принципы устойчивого развития создают предпосылки для интеграции экономической, экологической и социальной информации в единую информационную систему принятия управленческих решений. Данная информация требуется для поддержки управленческих процессов, координации утвержденной стратегии развития, а также для оценки реализации выбранного курса.

Никитенко П. Г., Платонова Л. А.
Самоорганизация и конкурентоспособность на макро- и микроуровнях в социально-экономических системах. С. 112--115.

Реферат: Разработан новый научный подход к проблеме конкурентоспособности, новая теория самоорганизации и конкурентоспособности, и на их основе проведен анализ 134 стран мира, сравнительный анализ конкурентоспособности ряда предприятий текстильной промышленности Республики Беларусь.

Top


АГРАРНЫЕ НАУКИ

Карпович В. Ф.
Экономическая оценка функционирования системы маркетинговых коммуникаций в предприятиях аграрной сферы. С. 116--119.

Реферат: Разработана методика экономической оценки эффективности функционирования ССМК. Объектом исследования являются предприятия агропромышленного комплекса осуществляющие свою деятельность в соответствии с целями и принципами маркетинга. В качестве предмета исследования определена система средств маркетинговых коммуникаций (ССМК) этих предприятий. В работе нашли применение диалектический метод познания, методы системного анализа, экономико-математического моделирования и экономического анализа, которые позволили определить комплекс количественных показателей.

Горчаков В. А.
Кормовые добавки на основе микробных белков в комбикормах для ремонтного молодняка кур. С. 120--122.

Реферат: В результате проведенных исследований установлено, что использование кормовых добавок в рационах цыплят вместо части соевого и подсолнечникового шротов, способствовало увеличению основных зоотехнических показателей. Оптимальные показатели были установлены у цыплят получавших в комбикормах 5,0% кормовых добавок.

Top Предыдущий Журнал Следующий

Главная страница / Издания академии / Научные журналы / К началу страницы


Разработана и поддерживается Николаем Н. Костюковичем. Последнее обновление: 10 июля 2006 г.
Создана при участии Игнатия И. Корсака
Копирайт © 2006-2008 Национальная академия наук Беларуси
Копирайт © 2006 Издательский дом "Беларуская навука"