Bel   ·  Eng   ·  Rus  |    Text only  |   NASB in Facebook NASB in Vkontakte NASB in Twitter NASB in Instagram NASB in Youtube NASB in LinkedIn NASB in SlideShare rss Mail 
   
The Official Internet Portal of the President of the Republic of Belarus
The Official Internet Site of the Council of Ministers of the Republic of Belarus
List of Administrative Procedures Carried out by NAS of Belarus and its Organizations
The national legal Internet portal of the Republic of Belarus
The Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
Internet portal Youth of Belarus
Republican Center for Technology Transfer

Doklady of the National Academy of Sciences of Belarus, 2006, Vol.50, No.5

Homepage / Publications / Scientific Journals

Doklady of the National Academy of Sciences of Belarus, 2006, Vol.50, No.5

DOKLADY OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF BELARUS
(Doklady Natsionalnoi Akademii Nauk Belarusi)

Published by The Belaruskaya Navuka Publishing House, Minsk, Republic of Belarus

Volume 50, Number 5; September-October, 2006

Previous Journal Next

CONTENTS


MATHEMATICS

Alehno A. G.
Solvability conditions of the Riemann uniform boundary-value problem with an infinite index for multilateral vorticity. pp. 5--10

Summary: The solvability conditions are given for the Riemann boundary-value problem in the space of bounded analytic functions.

Karaliova E.V., Lebedev A. V.
Spectrum of the C*-algebra generated by singular integral operators with discontinuous oscillating coefficients (postliminality). pp. 11--15

Summary: The spectrum of the C*-algebra generated by singular integral operators with discontinous oscillating coefficients is described. It is proved that this algebra is postliminal.

Grinko A. P.
Composition properties of operators of local fractional integro-differentiation. pp. 16--21

Summary: Operators of local fractional differentiation and integration in the neighbourhood of a finite point of the real axis are considered. Composition formulas for operators of such local differentiation and integration with equal and different exponents are proved in the space of summable functions

Tsegel’nik V. V.
Hamiltonians associated with some nonlinear diferential equations of the fourth order with Painleve’s property. pp. 22--24

Summary: Some nonlinear ordinary differential equations (ODEs) of the fourth order satisfying Painleve’s test are considered. Among them are the fourth -- order analogue of Painleve’s first equation and the generalized fourth – order analogue of Painleve’s second equation. Two equations including the second and first members of hierarchies of the ODEs obtained by a similar reduction from the Gaudrey-Dodd-Gibbon and Kaup-Kupershmidt equations, respectively, are also considered. The formulas (generalizing the earlier ones known) of polynomial Hamiltonians associated with the specified equations are obtained.

Knyazhishche L. B.
Lyapunov’s nonmonotone functionsls (stability conditions for neutral type equations). pp. 25--27

Summary: Lyapunov’s nonmonotone functionals based stability tests are presented for the neutral type delay equations.

Zakrevsky A. D.
Vector analysis of a Boolean function for decomposability on a given division. pp. 28--29

Summary: A new algorithm is suggested for checking a Boolean function for decomposability on a given division of variables. It is based on the vector representation of the well-known condition of decomposability and on using efficient parallel componentwise operations over Boolean vectors which represent regarded functions.

Gaishun I. V.
Stability for linear total differential equations invariance of inverse of time with periodic coefficients. pp. 30--32

Summary: Some conditions of stability for linear total differential equations invariance of inverse of time with periodic coefficients are obtained.

Leonov N. N.
k-mean in compact ultrametric spaces. pp. 33--36

Summary: Earlier the author has proved that the mean of a measure on a compact ultrametric space belongs to the support of the measure. Here we extend this result to the k-mean in a space of the same kind.

Savchuk V. F., Matysik O. V.
Implicit iteration procedure for solution of the operator equations in the Hilbert space. pp. 37--42

Summary: An implicit iteration procedure for solution of operator equations in the Hilbert space is proposed. Convergence of the method is proved in the case of an apriori choice of a number of iterations, error estimates are obtained. The cases of nonuniqueness, the approximately given operator and convergence of the procedure in power norm are investigated. For the procedure under consideration, the opportunity of application of the rule neighboring approximations is studied.

Top


PHYSICS

Sivtsov I. A., Tomilchik L. M.
Modeling of the cold dark matter by a scalar field in the framework of GR. pp. 43--48

Summary: By algebraic analysis of the Einstein tensor structure we find an general form of a static conformally-flat nonsingular metric that can result from the presence of a scalar field with arbitrary Lagrangian in the framework of GR. It is shown that the previously suggested metric with quadratic r dependence reproducing the behaviour of the common part of typical galaxy flat rotation curves cannot be attributed to a scalar field with an ordinary matter neglect.

Goncharenko A. M.
Propagation of optical solitons in a nonlinear defocused medium. pp. 49--52

Summary: The propagation of light solitons in a nonlinear defocused medium is considered. It is shown that stable solitons can exist in such a medium.

Ryzhkovsky V. M., Mitsiuk V. I.
Magnetic phase lamination in the Mn2-xZnxSb alloys (0.5 < х £ 1.0). pp. 53--55

Summary: The conclusion about the two-phase magnetic state existence (ferromagnetic + ferrimagnetic) in the Mn2-xZnxSb alloys (0.5 < х £ 1.0) with the structural uniformity of alloys is made from the analysis of powder X-ray and magnetometrical data.

Top


CHEMISTRY

Adrianov A. M.
Modeling of local and secondary structures of the HIV-RF gp 120 V3 loop in HIV-RV and HIV-Thailand viral strains. pp. 56--62

Summary: The conformation of the HIV-RF gp120 V3 loop giving rise to the virus principal neutralizing determinant as well as determinants of cell tropism and syncytium formation was built by computer modeling methods in terms of NMR spectroscopy data. The elements of the HIV-RF V3 loop secondary structure and conformational states of its irregular stretches were determined. The structural elements, which are preserved in two viral strains, were identified using the comparative analysis of the simulated structure with that of the homologous site for the HIV-Thailand gp120 V3 loop. Conservative structure elements of the HIV-1 V3 loop are considered to be promising targets for deriving its chemically modified forms characterized by the enhanced immunogenicity and cross-reactivity of neutralizing antibodies, as well as for the antiviral drug design resulting from these researches.

Top


BIOLOGY

Bulyha I. M., Titok M. A.
Organization of systems for replication initiation of plasmids of the group IncP-9. pp. 63--68

Summary: Plasmids of the IncP-9 group are characterized by a considerable diversity and include R-plasmids which determine bacterial resistance to a wide range of antibiotics, ultraviolet irradiation and heavy metals ions, and also D-plasmids assuring the utilization of different organic compounds. Among naphthalene-utilizing bacteria Pseudomonas, which were isolated from different environments in Belarus (61 strains were analysed), most frequent are D-plasmids of the IncP-9 group and those with an indefinite group of incompatibility. One of the analyzed strains contains a plasmid with two replicons (IncP-7 and IncP-7). Restriction and sequence analyses of amplification products obtained for rep-regions of isolated plasmids allowed us to refer most of them to the 8-subgroup and, in addition, to identify 3 new subgroups of the IncP-9 group (designated as x, h and IncP-9-like replicons). Thus, the performed research confirmed the fact that the P-9 incompatibility group is presented by extrachromosomal genetic elements characterized not only by a phenes diversity, but also by a high degree of polymorphism among nucleotid sequences of their regions of replication initiation.

Mikhailova R. V., Zhukovskaya L. A., Lobanok A. G., Bildiukevich A. V., Kasperchik V. P.
Use of the method ultrafiltration membranes for concentrating glucose oxidase of Penicillium adametzii ЛФ F-2044.1. pp. 69--72

Summary: The process of ultrafiltration concentration and desaliration of a cultural filtrate from P. adametzii ЛФ F-2044.1 containing glucose oxidase was investigated. It was found that the glucose oxidase production technology may use hollow fibre membrane elements MPVE PS 10M-0.2 and MPVE PS 10M-1.0 ("Mifil", Belarus), ultrafiltration membranes PAN-10M and PAN-10MS ("Mifil", Belarus) and membranes UPM 10 and UPM 20 ("Vladipore", Russia). Application of hollow fibre membrane units and ultrafiltration membranes ensures the optimal specific productivity of the process with minor losses of enzyme activity.

Buseva J. F.
Community structure of planktonic crustaceans in the variable environment in the littoral zones of the eutrophic lake. pp. 73--75

Summary: The community structure of planktonic crustaceans was analyzed in pelagic and littoral zones in the eutrophic Lake Obsterno (Belarus) in three types biotops (with macrophytes, without macrophytes and the "windows among of macrophytes). For cladocerans and copepods the diel amplitude of fluctuation of abundance with a minimum at daytime and maximum at night were recorded. The Simpson index was higher in the macrophyte bed than in the "window", and the community structure in the macrophyte bed differed from the one in the "window". It is suggested that the "window" is a specific biotope which characterizes the own community structure and the diel dynamics of abundance.

Konoplya E. F., Sushko S. N., Malenchenko A. F., Ferapontova N. A.
Rose of a dose rate in inducing genetic damages under equivalent irradiation doses. pp. 76--79

Summary: Under a combined influence of g-irradiation in a dose of 0.35 Gy (dose rate of 1 Gy/h and 0.01 Gy/h) and urethane, the frequency of exchange-type chromosome aberrations in bone marrow cells and micronuclei in peripheral blood polychromatic erythrocytes were studied in the case of irradiation in low-dose rate and early term.

Semenchenko V. P., Suschenya L. M.
Seasonal variability of the cladorean abundance in the eutropic lake. pp. 80--81

Summary: The dynamics of abundance of different species of cladocera in the pelagic zone of the Lake Obsterno during June-September has been analyzed. The positive linear relationship (r = 0.77, P < 0.01) between the abundance variability, estimated as variance, and the Simpson Index has been obtained. Consequently, the temporal variability of community increases with decreasing species diversity. The regression analysis has shown that the population variability is related with the total abundance of phytoplankton (r = 0.46, P < 0.05), transparency (r = – 0.36, P < 0.05), and temperature (r = 0.90, P < 0.001).

Zgurskaya N. A., Shakhbazau A. V., Goranov V. A.
Gene therapy perspectives in treatment of insulin-dependent diabetes mellitus. pp. 82--87

Summary: Some new approaches in treatment of insulin-dependent diabetes mellitus suggest a combination of cell therapy methods with genetic modification of transplanted cells. The use of cells with integrated insulin genes or b-cells with genes of resistance to different damaging agents, such as soluble blood factors (cytokines, complement molecules, antibodies a etc.) ensures protection, stabilizes metabolism of transplanted cells and increases its antiapoptogenic properties. Special importance is related to the possibility of tranfection of progenitor cells enclosed within immobilized implants.

Top


MEDICINE

Soltanov V. V., Sergeyev V. A., Sysoyeva I. V.
Modulation of the functional state of skeletal muscles by repeated stimulation with pulsed magnetic fields. pp. 88--92

Summary: In experiments on conscious rabbits, potentials of m. sartorius before and after its stimulation by repeated high-intensity pulsed magnetic fields were recorded. A substantial increase in the rate and amplitude of the muscle potentials in the post-stimulus period with stimulus intensity of 1.1 Tl and the stimulus inhibition with the stimulus intensity of 1.4 and 1.6 Tl were observed.

Top


TECHNICAL SCIENCES

Dudar N. L., Leonov N. I., Getjman S. N., Nelayev V. V., Krasikov M. G.
Simulation of the silicon powerful vertical n-channel DMOS transistor. pp. 93--97

Summary: Results of the powerful vertical n-channel DMOS transistor physical technology simulation confirmed by experimental data are presented. Recommendations about the technology flow content and process parameters are formulated for the manufacturing of the investigated transistor with specified electric features.

Vitiaz P. A., Gordienko A. I., Mrochek G. A., Kheifetz M. L., Golubev O. P.
Multifractional analysis of multicomponent plasma-vacuum coatings. pp. 98--100

Summary: The analysis of the multifractal information on shaping multicomponent coatings at the ionic settling-down in vacuum is presented.

Chorny A. D., Zhdanov V. L.
Comparison of two mixing regimes of passive admixture in a coaxial jet mixer. pp. 101--105

Summary: Experimental results on turbulent mixing of passive admixture in an axis-symmetrical jet mixer operating in two mixing regimes with and without a recirculation zone near the mixer walls are compared. The distributions of averaged and rms fluctuations as well as of skewness and flatness of the probability density function (PDF) of mixture fraction at different distances from the mixer nozzle are analyzed. It is shown that there is an essential difference in a mixing rate because backflow exists near the mixer walls: uniform distribution of passive admixture concentration over the mixer cross section is attained just behind the decay boundary of the recirculation zone -- at a distance much smaller than that in the mixing regime without such a zone. It is indicative of the fact that for the both mixing regimes, the analytical representation of the PDF in the form of the b-distribution is valid for the experimental PDF varying along the mixer axis. The proposed approximation describes with fair accuracy the skewness distribution over the mixer cross section and can be used for constructing mathematical models of turbulent mixing.

Vysotski M. S., Doubovik D. A.
Active safety of ground vehicles through regulating tractive forces of wheels. pp. 106--112

Summary: A method for regulation of tractive forces of driving wheels for providing the best steerability of ground vehicles is developed. Investigation results on realization of the offered method by the example of regulation of tractive forces of vehicle wheels with the wheel formula 8Ч8 with two forward steering axles and mass-geometrical parameters close to the parameters of the off-road vehicle MZKT-79091 while modeling the maneuver "lane change" are given in the article.

Top


EARTH SCIENCES

Astapenko V. N.
Astenosphere of Belarus by magnetotelluric data. pp. 113--116

Summary: The article presents the data on the analysis of the nature of electrical conductivity of the upper mantle of Belarus. The astenosphere is associated with the three-segment junction zone of East European Craton. Anomalies of physical properties of amphibole may be a reason for high conductivity of the upper mantle.

Komarovsky M. E., Komarovskaya O. A.
Morphogenetic classification of glacial incisions of the Belarusian Poozerie area. pp. 117--122

Summary: A morphogenetic classification of northern Belarus glacial incisions is suggested. It includes ten main genetic groups and twenty morphogenetic types and forms with respect to their major process of formation and morphology.

Top


AGRICULTURE

Borisevich M. N.
Selection of cows into a breeding group of herd through the selection index. pp. 123--124

Summary: The calculation algorithm of a selection index size, being a parameter of breeding and a productive value of animal, based on a simultaneous account of several parameters, is presented.

Previous Journal Next

Homepage / Publications / Scientific Journals / Back to Top of Page


Designed and maintained by Dr. Nikolai N. Kostyukovich. Last updated: November 13, 2006
Created with assistance of Dr. Ignatii I. Korsak
Copyright © 2006 The National Academy of Sciences of Belarus
Copyright © 2006 The Belaruskaya Navuka Publishing House

Bel  ·  Eng  ·  Rus   |    Только текст  |   НАНБ в Facebook НАНБ в Vkontakte НАНБ в Telegram НАНБ в Viber НАНБ в Twitter НАНБ в Instagram НАНБ в Youtube НАНБ в LinkedIn НАНБ в SlideShare rss-лента новостей Написать письмо 
   
НАН Беларуси on-line



90 лет НАН Беларуси
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт Совета Министров Республики Беларусь
Перечень административных процедур, выполняемых НАН Беларуси и ее организациями
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Интернет-портал Молодёжь Беларуси
Газета Навука
Журнал Наука и инновации
Республиканский Центр Трансфера Технологий

Доклады Национальной академии наук Беларуси, 2006, Том 50, No.5

Главная страница / Издания академии / Научные журналы

Доклады Национальной академии наук Беларуси, 2006, Том 50, No.5

ДОКЛАДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК БЕЛАРУСИ

Издатель: "Белорусская наука", Минск, Беларусь

Том 50, Номер 5; сентябрь-октябрь, 2006

Предыдущий Журнал Следующий

СОДЕРЖАНИЕ


МАТЕМАТИКА

Алехно А. Г.
Условия разрешимости однородной краевой задачи Римана с бесконечным индексом в случае многостороннего завихрения. С. 5--10

Реферат: В комплексной плоскости дан контур L, состоящий из m уходящих в бесконечность лучей. Получены условия разрешимости в классе ограниченных аналитических функций однородной задачи Римана, аргумент коэффициента которой неограничен на каждом из лучей в окрестности бесконечно удаленной точки. Предполагается, что существуют неубывающие целозначные функции nj (t) такие, что справедливо соотношение (2 p)-1 arg G (t) - nj (t) ~ lj|t|r(|t|), lj ¹j 0, Lj 'j t ® ¥, j = 1, m, где r(r) -- уточненный порядок. При выполнении условий разрешимости доказано существование бесконечного множества ограниченных решений.

Королева Е. В., Лебедев А. В.
Спектр алгебры сингулярных интегральных операторов с разрывными осциллирующими коэффициентами (постлиминальность). С. 11--15

Реферат: Описан спектр C*-алгебры, порожденной сингулярными интегральными операторами с разрывными осциллирующими коэффициентами. Доказано, что такая алгебра является постлиминальной.

Гринько А. П.
Композиции операторов локального дробного интегродифференцирования. С. 16--21

Реферат: Рассматриваются операторы локального дробного интегродифференцирования в окресности конечной точки действительной оси. Доказываются формулы композиции операторов локального интегродифференцирования с равными и различными показателями в пространстве суммируемых функций.

Цегельник В. В.
Гамильтонианы, ассоциированные с некоторыми нелинейными дифференциальными уравнениями четвертого порядка со свойством Пенлеве. С. 22--24

Реферат: Рассмотрены некоторые нелинейные обыкновенные дифференциальные уравнения (ОДУ) четвертого порядка, удовлетворяющие тесту Пенлеве. Среди них -- высший аналог четвертого порядка первого уравнения Пенлеве и обобщенный высший аналог четвертого порядка второго уравнения Пенлеве. Рассмотрены также два уравнения, включающие в себя второй и первый члены иерархий ОДУ, получаемых автомодельной редукцией из уравнений Кодри-Додда-Гибона и Каупа-Купершмидта соответственно. Получены формулы (обобщающие известные ранее) ассоциированных с указанными уравнениями полиномиальных гамильтонианов.

Княжище Л. Б.
Немонотонные функционалы Ляпунова (условия устойчивости уравнений нейтрального типа). С. 25--27

Реферат: Представлены условия устойчивости решений уравнений нейтрального типа, использующие незнакоопределенные немонотонные функционалы Ляпунова. Библиогр. -- 4 назв.

Закревский А. Д.
Векторный алгоритм анализа булевой функции на декомпозируемость по заданному разбиению. С. 28--29

Реферат: Предлагается новый алгоритм проверки булевой функции на декомпозируемость по заданному разбиению на множестве переменных. Он основан на представлении рассматриваемых функций булевыми векторами и использовании эффективных покомпонентных операций над ними.

Гайшун И. В.
Устойчивость инвариантных относительно обращения времени линейных уравнений в полных производных с периодическими коэффициентами. С. 30--32

Реферат: Для линейных уравнений в полных производных, не изменяющихся при замене x ® - x независимой переменной и имеющих периодические коэффициенты, получены критерии устойчивости и достаточные условия сохранения устойчивости при малых возмущениях коэффициентов.

Леонов Н. Н.
О k-средних в компактных ультраметрических пространствах. С. 33--36

Реферат: Полученный ранее автором результат о принадлежности среднего значения меры на компактном ультраметрическом пространстве носителю меры обобщается на k-средние.

Савчук В. Ф., Матысик О. В.
Неявная итерационная процедура решения операторных уравнений в гильбертовом пространстве. С. 37--42

Реферат: В гильбертовом пространстве для решения операторных уравнений предлагается неявная итерационная процедура. Доказана сходимость метода в случае априорного выбора числа итераций и получены оценки погрешности. Изучены случаи неединственного решения, приближенно заданного оператора и сходимость метода в энергетической норме. Для предложенного метода обосновано применение правила останова по соседним приближениям.

Top


ФИЗИКА

Сивцов И. А., Томильчик Л. М.
Моделирование холодной темной материи скалярным полем в рамках ОТО. С. 43--48

Реферат: На основе алгебраического анализа структуры тензора Эйнштейна для статической конформно-плоской несингулярной сферически-симметричной метрики выяснен общий вид пространства-времени данного класса, которое может быть порождено скалярным полем с произвольным видом лагранжиана в рамках ОТО. Показано, что ранее предложенная метрика с квадратичной зависимостью от r, описывающая поведение общей составляющей ротационных кривых типичных галактик, относящейся к "тёмной материи" и доминирующей при больших значениях r, не может порождаться скалярным полем в пренебрежении вкладом обычной материи.

Гончаренко А. М.
Распространение оптических солитонов в неоднородной дефокусирующей среде. С. 49--52

Реферат: Рассмотрено распространение солитонных световых трехмерных импульсов в нелинейной дефокусирующей среде. Показано, что в такой среде возможно устойчивое существование солитонов.

Рыжковский В. М., Митюк В. И.
Магнитное фазовое расслоение в сплавах системы Mn2-xZnxSb (0,5 < х £ 1,0). С. 53--55

Реферат: Из анализа магнитометрических и рентгенографических данных сделан вывод о существовании в сплавах Mn2-xZnxSb (0,5 < х £ 1,0) при структурной однородности сплавов двухфазного магнитного состояния (ферромагнетик + ферримагнетик) с различными температурами магнитного разупорядочения.

Top


ХИМИЯ

Андрианов А. М.
Моделирование локальной и вторичной структур петли V3 белка gp120 HIV-1 в вирусных штаммах HIV-RF и HIV-Thailand. С. 56--62

Реферат: Методами компьютерного моделирования рассчитана по данным спектроскопии ЯМР конформация петли V3 белка gp120 HIV-RF -- фрагмента, образующего основную антигенную детерминанту вируса, а также детерминанты клеточного тропизма и образования синцития. Определены элементы вторичной структуры петли V3 HIV-RF и конформационные состояния ее нерегулярных участков. Путем сравнительного анализа расчетной структуры с конформацией гомологичного участка петли V3 белка gp120 HIV-Thailand идентифицированы структурные элементы, сохраняющиеся в двух штаммах вируса. Консервативные элементы структуры петли V3 HIV-1 рассматриваются как перспективные "мишени" для получения ее химически модифицированных форм с повышенной иммуногенностью и кросс-реактивностью нейтрализующих антител и создания на этой основе эффективных противовирусных препаратов.

Top


БИОЛОГИЯ

Булыга И. М., Титок М. А.
Организация систем инициации репликации плазмид группы IncP-9. С. 63--68

Реферат: Плазмиды группы IncP-9 характеризуются большим разнообразием и включают R-плазмиды, детерминирующие устойчивость к широкому спектру антибиотиков, ионам тяжелых металлов, ультрафиолетовому облучению, а также D-плазмиды, обеспечивающие утилизацию различных органических соединений. Среди нафталинутилизирующих бактерий Pseudomonas, выделенных из различных природных источников на территории Беларуси (проанализировано 61 штамм), наиболее ч асто встречаются D-плазмиды группы IncP-9 и неопределенной таксономической принадлежн ости. Один из проанализированных штаммов содержит плазмиду с двумя репликонами (IncP-9 и IncP-7). Рестрикционный и сиквенс-анализ пр од ук т ов амплифи-кации rep-областей изолированных плазмид позволили отнести большинство из них к d-подгруппе и, кроме того, выявить 3 новых подгруппы IncP-9 (обозначенные как C-, £104- и IncP-9-подобные репликоны). Проведенные исследования подтвердили, что группа несовместимости Р-9 пред-ставлена внехромосомными генетическими элементами, характеризующимися не только разнообразием фенотипических признаков, но и высокой степенью полиморфности нуклеотидных последовательностей областей инициации репликации.

Михайлова Р. В., Жуковская Л. А., Лобанок А. Г., Бильдюкевич А. В., Касперчик В. П.
Использование метода ультрафильтрации для концентрирования глюкозооксидазы Penicillium adametzii ЛФ F-2044.1. С. 69--72

Реферат: Изучен процесс ультрафильтрационного концентрирования и обессоливания фильтрата культуральной жидкости Penicillium adametzii ЛФ F-2044.1, содержащего глюкозооксидазу. Установлено, что в технологии производства препарата глюкозооксидазы могут использоваться половолоконные мембранные элементы МПВЭ ПС 10М-0.2 и МПВЭ ПС 10М-1 ("МИФИЛ" Беларусь), ультрафильтрационные мембраны ПАН-10М и ПАН-10МС ("МИФИЛ", Беларусь), а также мембраны УПМ 10 и УПМ 20 ("Владипор" Россия). Применение данных половолоконных мембранных элементов и ультрафильтрационных мембран обеспечивает оптимальную удельную производительность процесса с незначительными потерями ферментативной активности.

Бусева Ж. Ф.
Структура сообществ планктонных ракообразных в неоднородных условиях литоральной зоны эвтрофного озера. С. 73--75

Реферат: Проанализирована структура эупланктонных видов Cladocera и Copepoda в пелагиали и трех литоральных биотопах эвтрофного озера: открытая песчаная литораль, биотоп с зарослями камыша озерного и участок чистой воды, свободный от растительности среди зарослей камыша -- "окно". Показано, что "окно" является специфическим биотопом, который отличается и от открытой литорали и от биотопа с зарослями камыша. Для видов, доминирующих в "окне", характерны суточные изменения численности с минимумом в дневное и максимумом в ночное время. Индексы видового сходства между "окном" и камышом ниже, чем между "окном" и открытой литоралью, а индекс доминирования Симпсона имеет более высокие значения в камыше по сравнению с "окном".

Конопля Е. Ф., Сушко С. Н., Маленченко А. Ф., Ферапонтова Н. А.
Роль мощности дозы в индукции генетических повреждений при эквивалентных дозах облучения. С. 76--79

Реферат: Изучено однократное и пролонгированное g-облучение в дозе 0,35 Гр (при мощностях дозы 1 Гр/ч и 0,01 Гр/ч), введение уретана на индукцию хромосомных аберраций (ХА) в клетках костного мозга и частота микроядер (МЯ) в полихроматофильных эритроцитах периферической крови. Показана прямая зависимость между частотой ХА обменного типа и частотой МЯ. Корреляция между частотой ХА обменного типа и мощностью дозы была обратной направленности.

Семенченко В. П., Сущеня Л. М.
Сезонная изменчивость численности ветвистоусых ракообразных в эвтрофном озере. С. 80--81

Реферат: Проанализированы данные по динамике численности различных видов кладоцер в пелагической зоне эвтрофного оз. Обстерно (Республика Беларусь) за период с июня по сентябрь. Установлено, что в процессе сезонной сукцессии максимальные величины из-менчивости численности сообщества кладоцер наблюдаются при ярко выраженном доминировании небольшого числа видов и, соот-ветственно, изменчивость сообщества увеличивается при снижении видового разнообразия. Величина стандартного отклонения чис-ленности возрастает со снижением прозрачности воды (r = – 0,36, P < 0,05) и увеличением численности фитопланктона (r = 0,46; P < 0,05). Температурный фактор оказывал жесткое влияние на величины изменчивости с увеличением температуры: стандартное отклоне-ние численности возрастало по параболическому закону (r = 0,90, P < 0,001).

Згурская Н. А., Шахбазов А. В., Горанов В. А.
Перспективы генной терапии в лечении инсулин зависимого сахарного диабета. С. 82--87

Реферат: Освещаются современные комплексные подходы к лечению сахарного диабета 1 типа с использованием молекулярно-генетических технологий и клеточной терапии. Описываются методы переноса иммунорегуляторных, цитопротективных и антиапоптических генов в панкреатические островковые клетки с помощью вирусных векторов различных типов, методы создания высокоэффективных векторов, что делает возможным увеличение посттрансплантационной выживаемости островковых трансплантатов и ингибирование рекуррентной (рецидивирующей) деструкции этих островков при сахарном диабете 1 типа.

Top


МЕДИЦИНА

Солтанов В. В., Сергеев В. А., Сысоева И. В.
Модуляция функционального состояния скелетных мышц повторными раздражениями импульсными магнитными полями. С. 88--92

Реферат: В опытах на бодрствующих кроликах регистрировали потенциалы m. sartorius до и после ее раздражения повторными импульсными магнитными полями, включающими в каждой серии воздействий одиночные или пачечные (2--6 импульсов) стимулы, наносимые в течение 1–2 мин. Перерывы между сериями раздражений составляли 5--10 мин. Установлено значительное повышение частоты и амплитуды потенциалов мышцы в постстимульный период при интенсивности раздражения 1,1 Тл и угнетение в случае воздействия силой 1,4 и 1,6 Тл. Изменения возбудимости мышцы наступали после 1--2 серий стимуляции и были продолжительными. Предполагается, что эффекты обусловлены изменением возбудимости как центральных нервных структур, так и раздражаемой скелетной мышцы.

Top


ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Дудар Н. Л., Леонов Н. И., Гетьман С. Н., Нелаев В. В., Красиков М. Г.
Моделирование кремниевого мощного вертикального n-канкального ДМОП-транзистора. С. 93--97

Реферат: Представлены результаты физического моделирования, подтвержденные экспериментальными данными, технологии формиро-вания мощного вертикального n-канального ДМОП-транзистора. На основании оптимизационных исследований сформулированы рекомендации о составе маршрута и значениях технологических параметров для создания исследованного транзистора с заданными электрическими характеристиками.

Витязь П. А., Гордиенко А. И., Мрочек Ж. А., Хейфец М. Л., Голубев О. П.
Мультифрактальный анализ многокомпонентных плазменно-вакуумных покрытий. С. 98--100

Реферат: С позиций мультифрактального формализма рассмотрено формирование многокомпонентных покрытий при ионном осаждении в вакууме. Анализ мультифрактальной информации выявил тесную взаимосвязь информационной и корреляционной размерности. Показано что, экстремальная фрактальная размерность с ростом отклонений неровностей профиля монотонно убывает. Установлено, что на выступах рельефа формирующейся поверхности фрактальная степень упорядоченности структур максимальна, а процесс наиболее интенсивен.

Чорный А. Д., Жданов В. Л.
Сравнение двух режимов смешения пассивной примеси в осесимметричном струйном смесителе. С. 101--105 (на английском языке)

Реферат: Приведены экспериментальные результаты изменения поля концентрации пассивной примеси в осесимметричном струйном смесителе, работающем при двух режимах смешения: с существованием рециркуляционной зоны и без нее. Проведен анализ распределений среднего значения и среднеквадратичных пульсаций, а также асимметрии, эксцесса и функции плотности распределения вероятности (ФПРВ) коэффициента смеси на различном расстоянии от сопла смесителя. Показано существенное различие на темп смешения сущест-вования возвратного течения у стенок смесителя: однородное распределение концентрации пассивной примеси по сечению смесителя достигается сразу за границей вырождения рециркуляционной зоны -- на расстоянии значительно меньшем, чем в режиме без такой зоны. Указывается на то, что для обоих режимов смешения аналитическое представление ФПРВ в виде b-распределения является справедливым для представления экспериментальной ФПРВ, изменяющейся вдоль оси смесителя. Предложенная аппроксимация удовлетворительно описывает распределение эксцесса по сечению смесителя и может быть использовано при построении математических моделей турбулентного смешения.

Высоцкий М. С. , Дубовик Д. А.
Активная безопасность колесных машин на основе регулирования тяговых усилий колес. С. 106--112

Реферат: Представлены методы исследований нового направления в повышении активной безопасности колесных машин, основанного на регулировании тяговых усилий колес. Приводятся результаты исследований правомерности использования показателя управляемости в качестве критерия активной безопасности, а также реализации предложенного способа на примере регулирования тяговых усилий колес машины с колесной формулой 8?8 с двумя передними управляемыми мостами и массо-геометрическими параметрами, близкими к параметрам внедорожной машины МЗКТ-79091, при моделировании маневра переставка.

Top


НАУКИ О ЗЕМЛЕ

Астапенко В. Н.
Астеносфера Беларуси по магнитотеллурическим данным. С. 113--116

Реферат: В северной части Беларуси по данным магнитотеллурических исследований установлено присутствие электропроводящего слоя в мантии на глубинах около 100 км. Пространственное положение астеносферного слоя соответствует тройной точке сочленения трех сегментов Восточно-Европейской платформы. Причиной повышенной проводимости может быть появление дилатансионных микротрещин в амфиболите, заполненных флюидами.

Комаровский М. Е., Комаровская О. А.
Морфогенетическая классификация ледниковых ложбин Белорусского Поозерья. С. 117--122

Реферат: Морфогенетическая классификация ледниковых ложбин Белорусского Поозерья составлена по принципу многоступенчатости. Все разнообразие форм по фазовому, динамическому состоянию среды и комплексу процессов формирования подразделяется на десять основных генетических групп. В пределах групп по конкретному процессу и морфологии выделены и описаны двадцать морфогенетических типов и форм. Предлагаемая классификация может найти применение в геолого-съемочных и тематических исследованиях.

Top


АГРАРНЫЕ НАУКИ

Борисевич М. Н.
Отбор коров в племенную группу стада по величине селекционного индекса. С. 123--124

Реферат: Приведен алгоритм расчета величины селекционного индекса, являющегося показателем племенной и продуктивной ценности животного, основанный на учете нескольких показателей одновременно.

Top Предыдущий Журнал Следующий

Главная страница / Издания академии / Научные журналы / К началу страницы


Разработана и поддерживается Николаем Н. Костюковичем. Последнее обновление: 14 ноября 2006 г.
Создана при участии Игнатия И. Корсака
Копирайт © 2006-2008 Национальная академия наук Беларуси
Копирайт © 2006 Издательский дом "Беларуская навука"