Bel  ·  Eng  ·  Rus   |    Только текст  |   НАНБ в Facebook НАНБ в Vkontakte НАНБ в Telegram НАНБ в Viber НАНБ в Twitter НАНБ в Instagram НАНБ в Youtube НАНБ в LinkedIn НАНБ в SlideShare rss-лента новостей Написать письмо 
   
НАН Беларуси on-line



90 лет НАН Беларуси
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт Совета Министров Республики Беларусь
Перечень административных процедур, выполняемых НАН Беларуси и ее организациями
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Интернет-портал Молодёжь Беларуси
Газета Навука
Журнал Наука и инновации
Республиканский Центр Трансфера Технологий

Ученые Беларуси Михаил Степанович Высоцкий К 75-летию со дня рождения

Главная страница / Издания академии / Научные журналы

Ученые Беларуси: Михаил Степанович Высоцкий (К 75-летию со дня рождения)

Известия Национальной академии наук Беларуси
СЕРИЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Издатель: Беларуская навука, Минск, Республика Беларусь

Статья из номера 1, 2003 (С. 120--122)

Журнал

УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ

Михаил Степанович Высоцкий (К 75-летию со дня рождения)

10 февраля 2003 года исполнилось 75 лет со дня рождения известного ученого в области механики машин, Генерального конструктора по автомобильной технике Республики Беларусь, академика Национальной академии наук Беларуси, доктора технических наук, профессора, лауреата Государственных премий СССР и БССР, заслуженного деятеля науки и техники БССР, заслуженного работника промышленности СССР, генерального директора НИРУП "Белавтотракторостроение" Национальной академии наук Беларуси Михаила Степановича Высоцкого.

М.С. Высоцкий родился в деревне Семежево Копыльского района Минской области. Трудовую деятельность начал на Минском автомобильном заводе в 1949 г. в должности конструктора. С этого момента на протяжении более 50 лет его жизнь была неразрывно связана с МАЗом. В 1961 г., пройдя все ступени конструкторской "лестницы", он стал главным конструктором МАЗа. За 35 лет работы главным конструктором МАЗа (из них более 20 лет ПО "БелавтоМАЗ") при его участии и под его руководством создано шесть поколений уникальной автомобильной техники грузоподъемностью от 8 до 180 т (более 150 моделей).

Всю эту технику отличают новизна и смелость инженерных решений. Среди них -- применение в 60-е годы (впервые в промышленности СССР) прогрессивной компоновочной схемы "опрокидывающаяся кабина над двигателем", открывшей важный этап в отечественном автомобилестроении.

Одно из важнейших достижений М.С. Высоцкого -- создание в 70-е годы впервые в СССР скоростных магистральных автопоездов нового поколения, удостоенных золотой медали на Пловдивской ярмарке 1988 г. и не уступавших лучшим мировым образцам. Минский автозавод и сегодня остается единственным на всем пространстве СНГ производителем большегрузных автопоездов для междугородних и международных перевозок.

Выдающимся достижением М.С. Высоцкого как конструктора стало создание принципиально новой модульной конструкции автопоезда МАЗ-2000, получившего название "Перестройка". Этот экспериментальный автомобиль был удостоен золотой медали на Парижском автосалоне 1988 г., признан автомобилем XXI в. и запатентован в пяти странах.

В процессе этих работ М.С. Высоцким создана отечественная школа конструирования и испытаний грузовых автомобилей, которой принесла всеобщее признание добротная и надежная белорусская автомобильная техника.

Эти качества рождались в постоянном союзе с Академией наук, вузами республики, многими научными организациями СССР. М.С. Высоцкий внес значительный вклад в укрепление связей науки с производством, привлечение научного потенциала белорусской академической, вузовской и отраслевой науки к решению актуальных проблем машиностроения. Уже в 1974 г. по его инициативе на МАЗе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА), а в 1986 г. -- штатная академическая лаборатория двойного подчинения -- АН БССР и Минскому автозаводу. В рамках этих подразделений совместно с заводскими специалистами под его руководством был выполнен большой объем научных исследований, расчетно-экспериментальных работ, направленных на создание новых поколений автомобилей.

Трудами созданной им белорусской школы ученых и специалистов впервые в стране заложены научные основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных магистральных автопоездов, воплощенные в серийной продукции Минского автозавода. Эти результаты были положены в основу кандидатской диссертации, защищенной им в 1971 г., а в 1976 г. -- докторской. Им подготовлено 12 кандидатов и докторов наук, опубликовано 350 научных трудов, в том числе 14 монографий, 13 учебно-методических работ, 104 авторских свидетельства, 5 патентов. С 1975 г. он -- профессор и заведующий созданной им кафедры "Большегрузные автомобили" Белорусской государственной политехнической академии.

В 1984 г. М.С. Высоцкий избирается членом-корреспондентом, а в 1989 г. -- академиком Академии наук БССР. С 1992 по 1997 гг. он -- вице-президент АН БССР. Это был период острого экономического кризиса, и деятельность М.С. Высоцкого на посту вице-президента сыграла большую роль в сохранении научного потенциала академии и обретении ею статуса Национальной академии наук Беларуси.

М.С. Высоцкий -- видный организатор науки. В декабре 1992 г. по его инициативе Президиумом АН Беларуси в целях развития в академии фундаментальных исследований в интересах машиностроения на базе академической лаборатории двойного подчинения создается Научный центр проблем механики машин (с 2001 г. Институт механики машин). М.С. Высоцкий назначается его директором. По его инициативе коллективом Научного центра за короткое время впервые разработаны программа фундаментальных исследований "Механика", крупнейшая в республике научно-техническая программа "Белавтотракторостроение" на 1996--2000 гг. М.С. Высоцкий назначается научным руководителем, а Научный центр -- головной оргаизацией названных программ. В них участвует более 80 организаций, в том числе все ведущие предприятия автотракторостроения, 10 академических институтов, 5 университетов, ряд отраслевых НИИ и КБ.

В 2000 г. утверждается разработанная под его руководством ГНТП "Белавтотракторостроение" на 2001--2005 гг., которая к этому времени фактически стала инструментом координации создания новой техники в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении. За период 1996--2000 гг. в рамках программы созданы десятки новых, конкурентоспособных автомобилей, автопоездов, тракторов, автобусов, комбайнов. Объем этой продукции, выпущенной только за два года, превысил бюджетные затраты в программе в 20 раз, платежи в государственную казну -- в 5 раз. Предусмотрена разработка в последующие годы принципиально новых семейств автотракторной техники.

Учитывая большие объемы и значимость этих работ, Постановлением Президиума НАН Беларуси в 2002 г. на базе хозрасчетных подразделений НЦ ПММ создается Научно-инженерное унитарное предприятие "Белавтотракторостроение", которому с 2001 г. передаются функции головой организации по одноименной программе. С июля 2001 г. М.С. Высоцкий -- генеральный директор НИРУП "Белавтотракторостроение".

В конце 2002 года НИРУП "Белавтотракторостроение" назначается головной организацией по разработке Государственной целевой программы "Автотракторостроение" на 2003--2005 гг. и на период до 2010 г. Программа разработана под руководством М.С. Высоцкого совместно с ведущими предприятиями отрасли.

Эта деятельность М.С. Высоцкого по развитию отечественного машиностроения и прежде всего автомобилестроения получила высокую оценку. В 2002 г. Постановлением Совета Министров он назначен Генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь (должность введена впервые).

Производственная, научная, научно-организационная и общественная деятельность М.С. Высоцкого нашла широкое признание. Он удостоен высоких званий лауреата Государственных премий СССР (1970) и БССР (1976), единственный в республике -- звания заслуженного работника промышленности СССР (1991), награжден орденами Ленина (1974), Трудового Красного Знамени (1967). Указом Президента Республики Беларусь в 1998 г. он награжден орденом Отечества III степени.

М.С. Высоцкий ведет активную научно-организационную, общественную деятельность. Он председатель Научного совета НАН Беларуси по проблемам машиностроения, вице-президент по науке Белорусской научно-промышленной ассоциации, член Президиума белорусско-российского комитета "Союз", президент общества дружбы Беларусь -- Корея. Он активно содействует развитию международного научного сотрудничества как руководитель Минской группы Международного общества автомобильных инженеров (SAE) и член Международного общества инженеров-механиков (ASME).

Мировая научная общественность высоко оценила научную деятельность М.С. Высоцкого. В 1997 г. международный Биографический центр в Кембридже (Англия) на основе экспертных оценок присвоил ему почетное международное звание "Человек года-1997". Его имя включено в 25-е издание "Словаря международных биографий" как выдающегося деятеля науки. Американский биографический институт включил имя академика М.С. Высоцкого в список 5000 ученых, внесших большой вклад в развитие науки в XX в.

Высокая оценка заслуг академика М.С. Высоцкого -- Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Российской федерации В. В. Путина за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение отечеству (2002 г.).

М.С. Высоцкого отличают выдающиеся личные качества -- твердая воля, решительность, смелость в принятии решений, сочетающиеся с неиссякаемой энергией и работоспособностью.

Сердечно поздравляем Михаила Степановича с юбилеем, желаем крепкого здоровья, счастья и новых творческих свершений.

Г.А. Анисович, С.А. Астапчик, П.А. Витязь, Ю.М. Плескачевский, Л.Г. Красневский

Журнал

Главная страница / Издания академии / Научные журналы / К началу страницы


Разработана и поддерживается Николаем Н. Костюковичем. Последнее обновление: 26 февраля 2013 г.
Создана при участии Игнатия И. Корсака
Копирайт © 2003-2013 Национальная академии наук Беларуси
Копирайт © 2003 Издательство "Беларуская навука"