Bel  ·  Eng  ·  Rus   |    Только текст  |   НАНБ в Facebook НАНБ в Vkontakte НАНБ в Telegram НАНБ в Viber НАНБ в Twitter НАНБ в Instagram НАНБ в Youtube НАНБ в LinkedIn НАНБ в SlideShare rss-лента новостей Написать письмо 
   
НАН Беларуси on-line

90 лет НАН Беларуси
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт Совета Министров Республики Беларусь
Перечень административных процедур, выполняемых НАН Беларуси и ее организациями
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Интернет-портал Молодёжь Беларуси
Газета Навука
Журнал Наука и инновации
Республиканский Центр Трансфера Технологий

Ученые Беларуси: Михаил Степанович Высоцкий (К 80-летию со дня рождения)

Главная страница / Издания академии / Научные журналы

Ученые Беларуси: Михаил Степанович Высоцкий (К 80-летию со дня рождения)

Вести Национальной академии наук Беларуси
СЕРИЯ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Издатель: Беларуская навука, Минск, Республика Беларусь

Статья из номера 1, 2008 (С. 117--119)

Журнал

УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ

Михаил Степанович Высоцкий (К 80-летию со дня рождения)

М.С. Высоцкий

10 февраля 2008 г. исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося ученого, конструктора, организатора науки, педагога, Героя Беларуси, академика Михаила Степановича Высоцкого -- создателя многих конструкций прославленных МАЗов и других мобильных машин, внесшего основополагающий вклад в развитие фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок в области механики машин и механизмов и ряда направлений технических наук.

М.С. Высоцкий родился 10 февраля 1928 г. в д. Семежево Копыльского района Минской области.

Трудовую деятельность начал в 1946 г. на Минском автомобильном заводе рабочим, а после окончания в 1949 г. Минского автомеханического техникума продолжил конструктором, одновременно будучи студентом Всесоюзного заочного машиностроительного института в Москве, который окончил в 1955 г. М.С. Высоцкий прошел замечательный трудовой путь на Минском автозаводе в течение полувека, из которых 35 лет -- главным конструктором, а с 1975 г. -- главным конструктором-начальником управления главного конструктора производственного объединения "БелавтоМАЗ", в которое вошли все автомобильные заводы республики.

Академик М.С. Высоцкий вносит замечательный вклад в укрепление связей науки с производством, концентрацию научного потенциала академической, вузовской и отраслевой науки на решение наиболее актуальных и значимых проблем отечественного машиностроительного комплекса. Еще в 1974 г. по его инициативе был создан академический Отдел грузовых автомобилей (ОГрА) двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу. В 1975 г. созданы учебно-научно-производственное объединение "МАЗ-БПИ", а в его рамках - кафедра Белорусского политехнического института (ныне БНТУ) "Большегрузные автомобили", руководителем которой академик М.С. Высоцкий является и сейчас, а также научно-производственное объединение "Автофизтех", в 1986 г. штатные лаборатории двойного подчинения: АН БССР и Минскому автозаводу.

С именем М.С. Высоцкого и его неустанной кипучей работой связаны наиболее значительные достижения Минского автозавода: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей "кабина над двигателем", которая в дальнейшем получила распространение во всем мире, создание концептуального модульного автопоезда МАЗ-2000 "Перестройка", признанного автомобилем XXI века и получившего золотую медаль на Парижском Большом салоне автомобилестроения в 1988 г., создание шести поколений магистральных автопоездов, последние из которых отвечают требованиям международных стандартов ЕВРО-2 и ЕВРО-3.

М.С. Высоцкий является одним из инициаторов организации на Минском автозаводе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем создания их первых моделей совместно с немецкой фирмой "Неоплан", что послужило основой современного производства по выпуску широкого семейства унифицированных автобусов, ориентированного на полное обеспечение потребностей Беларуси и поставки на экспорт.

Работая с 1992 г. по 1997 г. вице-президентом Академии наук страны, М.С. Высоцкий смог консолидировать усилия ученых и заводских специалистов уже не только в интересах Минского автозавода и ПО "БелавтоМАЗ", но и всей автотрактростроительной отрасли республики, что позволило преодолеть кризисные явления в период распада СССР, обеспечить становление национального автомобиле- и автобусостроения и выйти на устойчивое динамичное развитие отрасли, внося существенный и все возрастающий вклад в формирование ВВП и экспорт промышленной продукции.

С 1993 г. по 2001 г. М.С. Высоцкий -- директор созданного по его инициативе Научного центра проблем механики машин НАН Беларуси, с 2001 г. -- генеральный директор Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) "Белавтотракторостроение" НАН Беларуси, с мая 2006 г. -- генеральный директор Государственного научного учреждения "Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси".

В 1995 г. для развития отечественного автотракторостроения по инициативе М.С. Высоцкого при поддержке Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко и одобрении государственным заказчиком в лице Министерства промышленности под его руководством была разработана государственная научно-техническая программа (ГНТП) "Белавтотракторостроение" на 1996--1998 гг., а затем на 1999--2000 гг. и 2001--2005 гг. Он инициатор и научный руководитель Государственной программы фундаментальных (ориентированных фундаментальных) исследований "Механика" на 1996--2000 гг. и 2001--2005 гг., которые были эффективным научным фундаментом программы "Белавтотракторостроение".

В 2002 г. во исполнение поручения Президента Республики Беларусь была разработана и с 2003 г. выполняется Государственная целевая программа развития автотракторостроения и комбайностроения Республики Беларусь на 2003--2005 гг. и на период до 2010 г. "Автотракторокомбайностроение", в рамках которой ее научным руководителем М.С. Высоцким определяются и сверяются цели и задачи автотракторо- и комбайностроительной отрасли Республики Беларусь, основные направления и этапы развития ее предприятий, оцениваются ресурсы, необходимые для устойчивого динамичного развития автотракторокомбайностроительного комплекса, ведется колоссальная повседневная организаторская и научная работа.

В 2002 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь М.С. Высоцкий назначается генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь.

В 2003 г. под руководством М.С. Высоцкого была разработана и в 2004 г. утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь укрупненная Государственная научно-техническая программа "Машиностроение", состоящая из 5 подпрограмм "Автомобилестроение, специальная техника, автотракторная электроника и электромеханика", "Тракторостроение", "Дизелестроение", "Комбайностроение", "Карьерная техника" с участием более 80 предприятий и организаций, среди которых все ведущие предприятия автотракторокомбайностроения, 12 академических институтов, Белорусский национальный технический университет, 5 государственных университетов, ряд отраслевых НИИ и КБ. Для разработки, освоения и внедрения передовых технологий проектирования новых конкурентоспособных моделей автотракторной и сельскохозяйственной техники М.С. Высоцким создан Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля, который уверенно и на современной основе продвигает технические новинки в практику.

Все эти программы направлены на повышение конкурентоспособности и создание новых видов автотракторной и комбайновой техники. В рамках указанных программ разработаны и освоены промышленностью более 100 видов новых базовых моделей техники: 15 автомобилей и автобусов, 13 самосвалов и другая карьерная техника, 23 трактора и специальная автотракторная техника, 16 самоходных комбайнов и другая сельскохозяйственная техника, 20 специальных строительно-дорожных и коммунальных машин, 6 новых малотоксичных дизельных двигателей. По данным на конец 2007 г. объем продаж разработанной продукции составил 1,3 млрд дол. США. Отчисления в бюджет составили более 270 млн дол. США.

За последние годы академиком Высоцким М. С., его учениками и соратниками развита теория виртуального проектирования и испытаний мобильных машин, получены значительные результаты в области динамики автомобильных и железнодорожных цистерн и др.

М.С. Высоцкий ведет обширную и плодотворную научно-организационную, научно-педагогическую и общественную деятельность. Он является автором более 450 научных трудов, среди которых 18 монографий, в том числе работа "Мобильные транспортные машины. Взаимодействие со средой функционирования" (1998 г.), удостоенная премии НАН Беларуси 1999 г., "Аэродинамика колесного транспорта" (2001 г.), "Активная безопасность автомобиля. Основы теории" (2002 г.), "О трибофатике" (2005 г.), "Динамика автомобильных и железнодорожных цистерн" (2006 г.). Им получено 145 авторских свидетельств и патентов, большинство из которых на деле стали основой для создания и повышения конкурентоспособности новых видов автотракторной техники.

М.С. Высоцким подготовлено 6 докторов и 18 кандидатов наук и создана получившая широкое международное признание белорусская школа механики и комплексного проектирования мобильных машин, трудами которой впервые в стране заложены основы теории проектирования и ускоренных испытаний высокоскоростных большегрузных магистральных автопоездов.

М.С. Высоцкий -- член Президиума Комитета по Государственным премиям Республики Беларусь, Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь, Межведомственной комиссии по рассмотрению кандидатур для назначения стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, Межведомственного научно-технического совета Министерства промышленности Республики Беларусь, председатель Научного совета по проблемам машиностроения НАН Беларуси, Межведомственного экспертного совета по приоритетному направлению фундаментальных и прикладных научных исследований "Механика машин, обеспечение надежности и безопасности технических систем, повышение конкурентоспособности продукции машиностроения", Экспертного совета по машиностроению Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, руководитель Органа по сертификации транспортных средств, предметов их оборудования и частей, эксперт-аудитор по качеству Республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, попечитель Духовно-образовательного Центра Белорусской Православной Церкви в г. Минске, член Президиума Белорусско-Российского Комитета "Союз", заместитель председателя по науке Белорусской научно-промышленной ассоциации, руководитель общества дружбы "Беларусь -- Корея", руководитель Минской группы международного общества автомобильных инженеров (SAE), член международного общества инженеров механиков (ASME), редактор энциклопедии "Машиностроение" (г. Москва) по автомобильной тематике, председатель Белорусского регионального редакционного совета журнала "Автомобильная промышленность" (г. Москва), член редакционного совета "International Journal of Vehicle Design" (Великобритания), Международного журнала по транспортным технологиям, научно-технического журнала "Грузовик &" (г. Москва, Россия), журнала "Весці НАН Беларусі" (Серыя фiзiка-тэхнiчных навук), главный редактор Международного научно-технического журнала "Механика машин, механизмов и материалов".

М.С. Высоцкий удостоен Государственных премий СССР (1970 г.) и БССР (1986 г.). Ему присвоены почетные звания "Заслуженный деятель науки и техники БССР" (1976 г.), "Заслуженный работник промышленности СССР" (1991 г.). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967 г.), Ленина (1974 г.) и Отечества III степени (1998 г.) и II степени (2004 г.).

Высокой оценкой заслуг академика М.С. Высоцкого явилась в 2002 г. Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Президента Российской Федерации В.В. Путина за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству.

В 2003 г. М.С. Высоцкий награжден Почетной грамотой Парламентского собрания Союза Беларуси и России за больший личный вклад в развитие экономической интеграции Беларуси и России, активное участие в союзном общественном строительстве.

В 2006 г. Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2006 г. № 135 за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров академику М.С. Высоцкому присвоено звание "Герой Беларуси".

Отделение физико-технических наук НАН Беларуси, коллеги, друзья, ученики горячо и сердечно поздравляют нашего выдающегося современника Михаила Степановича Высоцкого с юбилеем, желают новых творческих открытий и свершений, счастья, благополучия и крепкого здоровья на долгие годы.

Journal

Главная страница / Издания академии / Научные журналы / К началу страницы


Разработана и поддерживается Николаем Н. Костюковичем. Последнее обновление: 26 февраля 2013 г.
Создана при участии Игнатия И. Корсака
Копирайт © 2008-2013 Национальная академии наук Беларуси
Копирайт © 2008 Издательский дом "Беларуская навука"