Bel   ·  Eng   ·  Rus  |    Text only  |   NASB in Facebook NASB in Vkontakte NASB in Twitter NASB in Instagram NASB in Youtube NASB in LinkedIn NASB in SlideShare rss Mail 
The Official Internet Portal of the President of the Republic of Belarus
The Official Internet Site of the Council of Ministers of the Republic of Belarus
List of Administrative Procedures Carried out by NAS of Belarus and its Organizations
The national legal Internet portal of the Republic of Belarus
The Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
Internet portal Youth of Belarus
Republican Center for Technology Transfer

Proc. of the Natl. Academy of Sciences of Belarus, Ser. Humanitarian Sciences, 2008, No.3

Homepage / Publications / Scientific Journals

Proc. of the Natl. Academy of Sciences of Belarus, Ser. Humanitarian Sciences, 2008, No.3

Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus
(Vestsi Natsiyanalnai Akademii Navuk Belarusi)

Published by The Belaruskaya Navuka Publishing House, Minsk, Republic of Belarus

Number 3, 2008

Previous Journal Next



Agievich V. V.
The situation in the contemporary skorynology and actuel problems of the enlighener's heritage adoption. pp. 4--14

Summary: The customary contemporary comprehending of spiritual heritage of G. L. Skoryna (1476, Polotsk -- 1551, Padua) is far from being satisfactory due to abundance of misunderstanding, mistakes and omissions in chronology, interpretation, methodology. This doctor Franciscus, a UNESCO jubilant of 1990, deserves more accurate and proper treatment, esteem and valuation not because of his being only a translator of The Old and New Scriptures into his mother tongue in the late XV--XVI centuries and of an originator of printing process for Belarus' and East Slavs, but as an outstanding scientist, who had published principles of the heliocentric system long before N.Copernicus, and regarded Man and his position in the Universe from the point of new philosophy, and so much united Sciencia Latina seu Romana with Slavia Orthodoxa.

Strom A. V.
Consitutional regulation in the middle of the 1990th as a determinant of the political transformation of Belarus. pp. 15--19

Summary: Under investigation there is a role of the constitutional regulation in the middle of 1990th of the Republic of Belarus political transformation process. The author of the article has concluded that the cryptic political crisis aroused after the independence of Belarus declaration rooted not only in the heterogeneity of interests of the different political groups. The absence of the juridical exact differentiation of the authorities between the branches of power was one of the sources of this crisis, too.



Volk E. A.
Collective agreements (covenants) and local normative legal acts relation. pp. 20--25

Summary: The differentiation of local statutory legal acts and collective agreements (covenants) has been carried out by the order of working out, acceptance, by the contents, consummation and personnel's familiarization, by terms and incidence. The collective agreements and covenants ascription to normative agreements has been based according to their legal nature. The hierarchy of local statutory legal acts and collective agreements (covenants) has been build which should be fixed in the current legislation. The offer on the necessity to add to the clause 54 of the Labour codes of the Republic of Belarus has been formulated.

Sokolova K. A.
Author's rights and Internet: the right to spread works to the public knowledge. pp. 26--32

Summary: This research has been focused on the examination of those norms of the Law of the Republic of Belarus "On copyright and related rights" which directed to the regulation of relations arising during the use of copyrighted works in the Internet. In particular the author scrutinizes closely such notions as "the author's right on the communication to the public" as well as "rights management information)). By results of the research the author proposes improvements in the Belarusian legislation regarding copyright protection in the interactive digital media.



Vyartinskaya T. S.
Mechanism of the external economic relations management on the subnational level in the Republic of Belarus. pp. 33--43

Summary: The mechanism of the external economic relations management has been developed on the sub-national level in conformity with conditions of Belarus. It includes organizational-economical and institutional-legislative components. The new specific functional sphere of the management has been based. It combines external economic activity and regional development and includes priorities and management functions which were not differentiated before such as prognostication, planning, organizing, stimulating, coordination, analysis, calculation and control which enlarged external economic authorities of the local government bodies. Also it includes appropriate complex of measures and methods of management to add to the system of traditional instruments but differing from them by the impacting on the external economic relations through the local economics. The usage of proposed methods has been shown concerning to the solution of the small and medium cities problems and to the increase of the export volumes along with the achievement of the positive balance of the external trade of Belarus.

Kalatukhin U. A.
Forming of the scientific and technical production market. pp. 44--48

Summary: The conditions forming the market of scientific and technical production have been investigated in the article. External and internal factors influencing on the commercialization of intellectual property objects have been considered. The methods of direct and indirect stimulation of innovative activity have been shown.

Siniavskaya O. A., Zhelezko B. A.
Estimation of the investment shares attractiveness. pp. 49--54

Summary: In the article a model and the methodology of the shares investment attractiveness assessment have been worked out. They can be used for creation of the shares rating and portfolio optimization on the base of the emitter's reporting, current price information and expert's qualitative evaluations. Several examples of practical using of the suggested model and methodology have been described.



Tugai U. V., Grigoryev U. U.
The Slavs and their ancestry in the literary tradition and historical science. pp. 55--59

Summary: The article is devoted to the problems of the origin of Slav's ancestors on the basis of written sources. The article touches upon the role of the Veneti in the Slav's ethnogeny. The topicality of the theme is conditioned by the political and ethnic map of Europe which have developed after the Great resettlement of people and basically continues to exist up to now.

Novik N. E.
Social and national structure of students of vocational educational institutions of Belarus in the second part of XIX -- beginning of XX centuries. pp. 60--66

Summary: The article is dedicated to the analysis of class, confessional, national structure of students of vocational educational institutions of Belarus in the second part of XIX -- beginning of XX centuries. Major attention has been paid to the discovery of specific features in the structure of students of vocational educational institutions of different types as well as to the definition of the proportion of representatives of the different social layers and nationalities at educational institutions and to the role of the state policy in the formation of national, religious and social structure of students.

Timonova A. V.
Belarusian countryside in summer of 1944 -- spring of 1945 (by the materials of the Minsk region). pp. 67--71

Summary: By use of new documents and other kinds of material we can make a new variant of analysis of the political, economical and psychological situation in Belarusian village during the last period of the Great Patriotic war (1944--1945) on the example of the Minsk region.

Vabishchevich A. M.
Polish public organizations on the territory of western Belarus in 1920--1930s. pp. 72--78

Summary: The author analyzes the state and activity of leading Polish political, religious, cultural and educational youth and other public organizations in western Belarusian lands in times when it was a part of the Polish state. The features of the Polish public organizations development have been emphasized in conditions of the western Belarusian reality. Their participation in the realization of the politic directed to the national assimilation of Belarusian population has been studied with use of archives and other sources.



Ivanovskaya D. A.
The monumental painting in the cultural sphere of Belarus (1960--1990). pp. 79--87

Summary: The place of the monumental painting in the cultural environment of Belarus and the far abroad countries has been investigated in the article. The author offers the model of the monumental painting cultural environment of Belarus and the method of the social institute's attention to the different kinds of art comparative estimation. The dynamics of changes of the concerned groups attention to different kinds of art as well as the reason of the cultural environment transformations and the influence to the development of monumental painting of Belarus in 1960--1990 years have been revealed.

Rabushkina I. A.
The modern European jazz (structure and classification). pp. 88--94

Summary: The article deals with the history of the penetration, development and evolution of the modern European jazz and offers a description of its main parameters and means of musical expression. The author analyzes forms of the cross-style convergence process in the West European, North American, Russian and Belarusian musical art of jazz on the example of works. On the basis of presented materials the distinctive features of the modern European jazz, ways of its further evolution and the peculiarities of the cross-style convergence phenomenon in the world musical culture have been revealed.



Naumovich V. A.
Evolution of the Belarusian genre of stories in the XX century. pp. 95--104

Summary: The Belarusian genre of stories main stages in the XX century have been investigated. Key development tendencies on the successive historical periods have been shown. They concern to the ideological and aesthetic contents, typology of the hero, problems of the work and style peculiarities.

Gnilamyodava V. U.
Man and nature in the Belarusian and American romanticism in the XIX century. pp. 105--114

Summary: The article is devoted to an actual problem of the man and nature interaction in the American and Belarusian romanticism of the XIX century. The analysis of these two national literatures development permits to see the essence of their national specificity and common features united these literatures in the dichotomy "man and nature" which are the aspiration to dialogue with the world of natural life and the comprehension of its harmony and beauty. Both American and Belarusian writers actively helped to society in the spiritual and aesthetic assimilation of the nature as well as the nature and surrounding landscape formed world outlook comprehensions of the American and Belarusian nations.



Chaika N. V.
The temporal specification in the elliptic constructions. pp. 115--119

Summary: The article is devoted to the one of urgent problems that is the semantic organization of constructions with verb ellipsis. The semantic organization of constructions with verb ellipsis has been considered as the quantitative and qualitative composition of components of the semantic structure. The kinds of octants (A1, A2, A3) and their functional realization have been analyzed in details. The secondary predication in elliptic constructions are realized with help of the octant and circumstant complex. The grammatical specification cannot be expressed by predicative means by reason of the absence of the verb. The named meaning could be expressed with help of particles and syntactic parallelism only. Also the consideration has been given to the semantic specification of elliptic constructions came to be with help of multilevel units, i. e. intrasyntagmatic, syntactic, super syntactic.

Fedechkina M. S.
Psycholinguistic aspects of blend structures. pp. 120--125

Summary: The author investigates certain regularities of blend structures from a psycholinguistic point of view. Recent studies on lexical blends show that blend structures are far less arbitrary than previously assumed. In particular, it has been documented that the stress pattern and length of the resultant blend depend on the right-hand motivating word. However, the explanations of this phenomenon are scarce in the literature. Drawing on previous psychological and psycholinguistic studies in the field of lexical access along with the empirical analysis of a blend corpus, this study shows that the superiority of the right-hand base word in a blend can be accounted for by the processes that are at work in word recognition.

Previous Journal Next

Homepage / Publications / Scientific Journals / Back to Top of Page

Designed and maintained by Dr. Nikolai N. Kostyukovich. Last updated: August 21, 2008
Created with assistance of Dr. Ignatii I. Korsak
Copyright © 2008 The National Academy of Sciences of Belarus
Copyright © 2008 The Belaruskaya Navuka Publishing House

Bel  ·  Eng  ·  Rus   |    Только текст  |   НАНБ в Facebook НАНБ в Vkontakte НАНБ в Telegram НАНБ в Viber НАНБ в Twitter НАНБ в Instagram НАНБ в Youtube НАНБ в LinkedIn НАНБ в SlideShare rss-лента новостей Написать письмо 
   
НАН Беларуси on-line

90 лет НАН Беларуси
Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт Совета Министров Республики Беларусь
Перечень административных процедур, выполняемых НАН Беларуси и ее организациями
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Интернет-портал Молодёжь Беларуси
Газета Навука
Журнал Наука и инновации
Республиканский Центр Трансфера Технологий

Известия Нац. академии наук Беларуси. Сер. гуманит. наук, 2008, No.3

Главная страница / Издания академии / Научные журналы

Известия Нац. академии наук Беларуси. Сер. гуманит. наук, 2008, No.3

Известия Национальной академии наук Беларусu
СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Издательский дом Беларуская навука, Минск, Республика Беларусь

Номер 3, 2008

Предыдущий Журнал Следующий

СОДЕРЖАНИЕ


ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Агиевич В.В.
Состояние современного скориноведения и актуальные проблемы освоения наследия просветителя. С. 4-14

Реферат: Рассматриваются многочисленные аспекты освоения наследия восточнославянского первопечатника Г. Л. Скорины, доктора Франциска (1476, Полоцк -- 1551, Падуя) методами различных наук в области истории, философии, языка, литературы, искусства, составляющих предмет скориноведения. Отмечено, что белорусский ученый сочетал в целостном христианско-гуманистическом учении о судьбе и предназначении человека данные и естествознания, и откровения, соединил науку, которая шла с Запада -- Sciencia Latina seu Romana, с традициями Востока -- Slavia Orthodoxa. Однако в освоении духовных приобретений Полочанина наименее выделена и осмыслена объективная корреляция планетарно-естественнонаучных и гуманитарно-философских знаний. Не осознается его роль пионера гелиоцентризма в истории европейской науки, факт установления вместе с профессором Павии Т. А. Альбонези белорусско-итальянских научных связей, преемственность и творческое наследование академическим философским традициям.

Стром А. В.
Конституционное регулирование в середине 1990-х -- детерминанта политической трансформации Беларуси. С. 15-19

Реферат: Исследуется роль конституционного регулирования середины 1990-х гг. в процессе политической трансформации Республики Беларусь. Автор статьи приходит к выводу, что латентный политический кризис, возникший после провозглашения независимости Беларуси, коренился не только в гетерогенности интересов различных политических сил, но и в юридически нечетком разграничении полномочий между ветвями власти.

Top


ПРАВО

Волк Е. А.
Соотношение коллективных договоров (соглашений) и локальных нормативных правовых актов. С. 20-25

Реферат: Проведено разграничение локальных нормативных правовых актов и коллективных договоров (соглашений) по порядку разработки, содержанию, порядку принятия, введению в действие и ознакомлению работников, сроку и сфере действия. Обосновано отнесение коллективных договоров и соглашений по своей юридической природе к нормативным соглашениям. Выстроена иерархия локальных нормативных правовых актов и коллективных договоров (соглашений), которую необходимо закрепить в действующем законодательстве. Сформулировано предложение о необходимости дополнения ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Соколова Е. А.
Права автора и сеть Интернет: право на доведение произведения до всеобщего сведения. С. 26-32

Реферат: Статья посвящена исследованию тех норм Закона Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах", которые направлены на регулирование отношений, возникающих при использовании объектов авторского права в глобальной компьютерной сети Интернет. В частности, детально анализируются такие понятия, как "право автора на доведение своих произведений до всеобщего сведения", а также "информации об управлении авторскими правами". По результатам исследования автором делаются предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь в области охраны прав авторов в интерактивной цифровой среде.

Top


ЭКОНОМИКА

Вертинская Т. С.
Механизм управления внешнеэкономическими связями на субнациональном уровне в Республике Беларусь. С. 33-43

Реферат: Разработан механизм управления МЭО на субнациональном уровне применительно к условиям Беларуси, включающий организационно-экономическую и институционально-правовую составляющие. Обоснована новая специфическая функциональная область управления, увязывающая внешнеэкономическую деятельность и региональное развитие, которая включает ранее не выделяемые приоритеты, функции управления МЭО: прогнозирование и планирование, организация, стимулирование, координация, анализ, учет и контроль, расширяющие внешнеэкономические полномочия органов местного управления и самоуправления, и соответствующий комплекс мер и методов управления, который дополняет систему традиционных инструментов и в отличие от них воздействует на МЭО через экономику региона. Показано использование предложенных методов к решению проблем малых и средних городов и наращивания объемов экспорта и достижения положительного сальдо внешней торговли Беларуси.

Колотухин В. А.
Формирование рынка научно-технической продукции. С. 44-48

Реферат: В условиях глобализации на первый план выдвигается задача формирования среды, которая стимулирует создание инноваций и их коммерциализацию. Исследованы условия формирования рынка научно-технической продукции, внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, приведены методы прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности.

Синявская О. А., Железко Б. А.
Оценка инвестиционной привлекательности акций. С. 49-54

Реферат: Представлены модель и методика, используемые для оценки инвестиционной привлекательности акций и формирования оптимального инвестиционного портфеля на основе отчетности их эмитентов, информации о текущих ценах и экспертных оценок состояния эмитентов. Описаны примеры практического применения разработанной модели и методики.

Top


ИСТОРИЯ

Тугай В. В., Григорьев В. В.
Славяне и их предки в литературных источниках и исторической науке. С. 55-59

Реферат: Статья посвящена вопросам, затрагивающим происхождение предков славян на основе письменных источников. Подчеркивается роль венетов в этногенезе славян. Актуальность темы обусловлена тем, что политическая и этническая карта Европы, которая сложилась после Великого переселения народов, в основном продолжает существовать до наших дней.

Новик Н. Е.
Социальный и национальный состав учащихся профессиональных учебных заведений Беларуси второй половины XIX -- начала XX в. С. 60-66

Реферат: Статья посвящена анализу сословного, конфессионального, национального состава учащихся профессиональных школ Беларуси второй половины XIX -- начала XX в. Основное внимание уделено выявлению специфических черт состава воспитанников профессиональных учебных заведений разных типов и профилей, определению удельного веса представителей тех или иных социальных слоев и национальностей в учебных заведениях, роли государственной политики в формировании национально-религиозного и сословного состава учащихся.

Тимонова А. В.
Белорусская деревня летом 1944 -- весной 1945 г. (на примере Минской области). С. 67-71

Реферат: При использовании ряда новых документов и материалов, на примере Минской области, рассматриваются обстановка в белорусской деревне в послеоккупационный военный период (лето 1944 -- весна 1945 гг.), различные аспекты социально-экономического и психологического состояния жителей деревни, их трудового героизма в условиях военного положения.

Вабищевич А. Н.
Польские общественные организации на территории Западной Беларуси в 1920--1930-е гг. С. 72-78

Реферат: Анализируются состояние, деятельность основных польских общественно-политических, религиозных, культурно-просветительских и других организаций, их взаимоотношения с различными органами и структурами в период вхождения западной части Беларуси в состав Польского государства. Выделены особенности в развитии польских общественных организаций в условиях западнобелорусской действительности. Исследуется их участие в осуществлении политики национальной ассимиляции белорусского населения.

Top


ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР

Ивановская Д. А.
Монументальная живопись в культурной среде Беларуси (1960--1990-е гг.). С. 79-87

Реферат: Исследуется место монументальной живописи в культурной среде Беларуси и дальнего зарубежья. Предложены модель культурной среды монументальной живописи Беларуси и методика сравнительной оценки внимания социальных институтов общества к различным видам искусств. Выявлены динамика изменения внимания заинтересованных групп к видам искусств, причины трансформаций культурной среды, воздействия, повлиявшие на развитие монументальной живописи Беларуси в 1960--1990 годы прошлого столетия.

Рябушкина И. А.
Современный европейский джаз (структура и классификация). С. 88-94

Реферат: Рассматривается история проникновения, становление и эволюция европейского современного джаза, предлагается характеристика его основных параметров и музыкально-выразительных средств. Анализируются формы проявления процесса кросс-стилевой конвергенции в западноевропейском, североамериканском, российском и белорусском джазовом музыкальном искусстве на примере произведений. На основе представленного материала выявляются особенности современного европейского джаза, пути его дальнейшей эволюции и специфика феномена кросс-стилевой конвергенции в мировой музыкальной культуре.

Top


ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Наумович В. А.
Эволюция белорусской повести XX столетия. С. 95-104

Реферат: Исследуются основные этапы эволюции белорусской художественной повести XX столетия и главные тенденции развития на каждом последующем отрезке исторического времени: идейно-эстетическое содержание, типология героя, проблематика художественных произведений, особенности стиля.

Гниломедова О. В.
Человек и природа в белорусском и американском романтизме XIX в. С. 105-114

Реферат: Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия человека с природой в американском и белорусском романтизме XIX века. Рассмотрение развития этих двух национальных литератур позволяет увидеть суть национальной специфики каждой из них и то общее, что эти литературы объединяет в постановке и решении дихотомии человек -- природа: стремление к общению с миром естественной жизни, постижению ее гармонии и красоты. И американские, и белорусские литераторы активно помогали обществу в духовно-эстетическом освоении природы, а природа, окружающий ландшафт, в свою очередь, формировали мировоззренческие представления и американцев, и белорусов.

Top


ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Чайка Н. В.
Темпоральная спецификация в эллиптических конструкциях. С. 115-119

Реферат: Статья посвящена одной из актуальных проблем современной лингвистики -- проблеме грамматической спецификации конструкций с эллипсисом глагола. Грамматическая спецификация конструкций с эллипсисом глагола осуществляется с помощью единиц следующих языковых уровней: внутрисинтагматического, синтагматического и суперсинтаксического и возможна только невербальными средствами. К ним относятся параллелизм структур, актанты и сирканстанты. Вторичное предицирование в эллиптических предложениях осуществляется при помощи актантно-сирканстантного комплекса.

Федечкина М. С.
Психолингвистические аспекты структуры слов-слитков. С. 120-125

Реферат: Исследуется регулярность структуры слов, образованных путем контаминации, с психолингвистической точки зрения. Новейшие исследования в области словообразования показывают, что структура контаминированных слов является во многом менее произвольной, чем считалось ранее. В частности, отмечается, что ударение и длина слова, образованного способом контаминации, зависит от правой производящей основы. Однако объяснения данного феномена в литературе практически отсутствуют. Исходя из психологических и психолингвистических данных в области понимания речи, а также из эмпирического анализа корпуса контаминированных слов английского языка, данное исследование показывает, что приоритет правой производящей основы в структуре контаминированных слов может быть вызван закономерностями понимания речи.

Предыдущий Журнал Следующий

Главная страница / Издания академии / Научные журналы / К началу страницы


Разработана и поддерживается Николаем Н. Костюковичем. Последнее обновление: 21 августа 2008 г.
Создана при участии Игнатия И. Корсака
Копирайт © 2008 Национальная академия наук Беларуси
Копирайт © 2008 Издательский дом "Беларуская навука"